Как правильно скручивать арматуру
Elton-zoloto.ru

Драгоценные металлы

Как правильно скручивать арматуру

Как правильно вязать арматуру: способы и правила, советы для начинающих

Вязка арматуры – это один из основных этапов работы, по созданию арматурного каркаса. Соединяя арматуру, создаётся армирующая конструкция, благодаря которой, бетон получает большую прочность как на сжатие, так и на растяжение. Выполнив неправильно соединение прутов, готовая монолитная конструкция не получит проектную прочность. Для того чтобы этого избежать, разберём как правильно вязать арматуру соблюдая все нормы и правила, и каким инструментом можно выполнить работу, это будет полезно для начинающих арматурщиков, и для строителей с опытом.

Способы вязки арматуры

Рассмотрим всё существующие способы, как можно соединить арматуру. Каждый из вариантов хорош в чём-то своём, и используется строителями, в зависимости от типа строения и проектных требований. Существует 3 способа соединения прутов, с ихней помощью создаётся крепкий и надёжный металлический каркас:

  1. Вязка проволокой.
  2. Сварка.
  3. Пластиковые хомуты.

Эти способы вязки арматуры имеют свои особенности. Каждый из них правильный и применяется в зависимости от требований и используемого материала. При армирование ленточного фундамента для частного дома, часто соединяют арматуру методом сварки, а не связывают её проволокой. Но какой вариант является лучшим?

Преимущества и недостатки соединения сваркой

Несмотря на то что это разные технологии, правильный выбор может сэкономить средства и время на строительство, при этом без потерь прочности конструкции. Метод соединения элементов сваркой, раньше считали одним из самых надёжных и эффективных. Однако, подобная технология не всегда является уместной. Обычно её использовали при монтаже громоздких каркасов, которые усиливают фундамент для многоэтажных домов и габаритный коттеджей.

Подобный метод имеет некоторые недостатки:

  1. Требуется иметь навыки работы со сварочным аппаратом, иначе нужно потратиться на услугах профессионального сварщика. Себестоимость в таком случае увеличивается.
  2. Места сварки – слабое место конструкции. Там прочность каркаса становится ниже.
  3. Метод не подходит, если использовать стеклопластиковую арматуру. К тому же арматура А-400 (А-3), которая является самой востребованной, не может быть соединена посредством сварки. Только пруты с индексом «С» подойдут для работы, например: арматура А500С.

Поэтому в современном монолитном строительстве, сварку заменили вязкой. Для частных и жилых домов, строительства бани, гаража или других построек – это наилучший вариант соединения арматуры.

Плюсы и минусы соединения методом вязки

Чем же так хорош этот метод? Он имеет следующие положительные моменты:

  1. Быстрота выполнения работ. Вязка проволокой занимает мало времени, она простая и не требует навыков. Правда, если делать это вручную, то процесс замедляется. Дальше мы рассмотрим, как же быстро вязать арматуру.
  2. Простота устранения недочётов. При работе со сваркой, устранить ошибки, будет труднее, приходиться брать болгарку и разрезать сварочный шов. Проволоку же, достаточно откусить кусачками или же размотать крючком.
  3. Чтобы вязать арматуру не нужно быть профессионалом.
  4. Процесс армирования можно выполнить в опалубке.
  5. Себестоимость работы намного ниже.

Если говорить о недостатках, то отметим шаткость готового каркаса. Правда, это не является большой проблемой. Конструкция будет прочной, единственная проблема заключается в том, что при перемещении каркаса в опалубку она начинает расшатываться, в этом случае можно в нескольких местах сделать прихватки арматуры сваркой. Чтобы решить такую проблему со стеклопластиковой арматурой, надо привязать несколько раскосов, чтобы конструкция стала более жёсткая и устойчивая. Прогибаясь, натяжка в местах вязки изменяется, каркас гуляет. Поэтому при установке его в опалубку нужно быть осторожными. Лучше вязать арматуру в опалубке или над ней, если выполняется армирование ленточного фундамента.

Особенности соединения арматуры пластиковыми хомутами

Основные достоинства этого метода, в том, что он не требует специальных навыков, у него высокая скорость выполнения работ, и надёжная фиксация арматуры.
Недостатки, у данного способа следующие:

  1. Стоимость. При больших объёмах проволока будет экономней.
  2. Скорость выполнения работы (если сравнивать с другими способами вязки).
  3. Исправление. Где-то ошиблись, придётся откусывать хомут, он становится негодным, проволоку же можно перевязать.
  4. Надёжность. Передвижение по конструкции, связанной пластиковыми хомутами не желательно.
  5. Температура. Лопаются при отрицательных температурах.

На основе этих данных можно сказать, что данный способ, подойдёт больше для частного строительства, при небольших объёмах, также он подойдёт, для людей которые сами хотят выполнить армирование своими руками.

Инструменты для вязки арматуры, технология работы с ними

Никто не выполняет работу вручную. Это практически невозможно. Для этой цели есть специальные инструменты, ускоряющие и упрощающие процесс. Каждый инструмент имеет свои особенности по использованию. Для связки арматуры существуют следующие приспособления:

  1. Ручной крючок.
  2. Вязальный пистолет.
  3. Шуруповёрт.
  4. Клещи.


Каждый из инструментов имеет свои плюсы и минусы, рассмотрим их, а также технологию их использования, и на основе этих данных и мнении эксперта (арматурщика с 10-летним стажем) подведём итоги и выберем лучший вариант для вязки арматуры.

Как правильно вязать арматуру крючком?

Особенности работы в том, что она выполняется вручную. Поначалу процесс будет длительным, так как нужно набить руку. Крюк делается из стали, а ручка из дерева или пластмассы. Стоимость такого крючка составляет 1 тыс. рублей.

В продаже есть даже автоматические крючки, но отзывы о них двоякие. Некоторые отмечают малый ресурс, другие говорят, что он скручивать проволоку толщиной 2 мм и более с трудом.

Существует несколько вариантов соединительных узлов при вязке арматуры крючком. Рассмотрим самые популярные.

Простой узел связки арматуры крючком

Самый распространённый и простой узел, выполняется следующим образом:

  1. Чтобы соединить пруты между собой, нужно взять проволоку длинно 15–20 см, и согнуть её пополам.
  2. Согнутая проволока снова сгибается, но не до конца, должен получиться крючок.
  3. Просовываем проволоку под арматуру, которую необходимо связать.
  4. Дальше в ход идёт сам крючок. Его нужно вставить в полученную петлю и зацепить свободный конец проволоки.
  5. Делается один оборот. При этом важно придерживать свободный конец.
  6. Натянув крючок на себя, докручиваем проволоку до её отрыва.

Обратите внимание! Чтобы не покупать вязальный крючок, можно сделать его своими руками. Потребуется кусок стального прута, а ручку можно изготовить из пластика или дерева. Сделав его один раз, можно постоянно пользоваться инструментом для вязки. Пошаговую инструкцию по изготовлению крючка своими руками смотрите тут.

«Мёртвый узел»

Данный узел применяется для армирования конструкций, состоящих из прутов арматуры и хомутов, это балки и колонны. Так как он надёжно фиксирует арматуру в угол хомута, арматурщики назвали его «мёртвым» узлом. Чтобы быстро и качественно выполнить такой узел, необходимо много практиковаться. Рассмотрим, инструкция по выполнению узла:

  1. Берём проволоку длиною 20–40 см, её размер зависит от диаметра используемой арматуры, и сгибаем пополам.
  2. Запускаем проволоку, петлей вперёд, под низ арматуры слева от хомута, оставляя 2–4 см для завершения узла.
  3. Заводим проволоку наверх хомута и загибаем опять под низ арматуры.
  4. Крючок вставляем в петлю и зацепляем свободный конец проволоки.
  5. Тянем крючок на себя и одновременно делаем несколько оборотов, пока не почувствуем что проволока зажалась, или пока не оторвётся петля.

Следует отметить! Для того чтобы этот узел надёжно зафиксировал арматуру в угол хомута, проволоку следует как можно плотнее прижимать к арматуре и углу хомута, иначе завязка получится ненадёжной.

Проверить качество узла, можно подёргав хомут рукой, если шатается, то выполнен неправильно или до конца не затянут. Затягиваем либо делаем дополнительную завязку простым узлом.

Выполняя армирование сложных конструкций, например, полукруглых балок, узлы можно комбинировать. Сначала делается «мёртвый» узел, а потом два простых крест-накрест, как на фото ниже.

Специальный пистолет для вязки

Для вязки арматуры – это идеальный инструмент. С ним процесс выполняется намного быстрее и проще. Собирать металлический каркас с ним удобней всего. Единственный нюанс заключается в том, что подобный агрегат стоит не дешёво. Вот почему он используется на масштабных строительных объектах. Минимальная стоимость – 30 тыс. рублей.

Он выглядит как обычная дрель. Только в него вставляется рулон с проволокой. Для вязки нужно направить пистолет на место стыка и нажать на курок. Он сам выполнит вязку за считаные секунды. Это самый простой и доступный вариант, как связать арматуру.

На заметку! На 1 узел, связанный при помощи крюка, уходит 9 сек. Если взять автоматизированный крюк, то потребуется 7 сек. А вязка при помощи пистолета занимает всего 1 секунда на 1 узел.

Но и у этого способа есть свои минусы:

  1. Не везде им можно добраться, для выполнения вязки.
  2. Стоимость.
  3. При исправлении армирования, крючком узел уже не развяжешь.
  4. Не выполнишь вязку арматуры большого диаметра.

Использования шуруповёрта с крючком

Чтобы ускорить процесс и сделать его автоматизированным, используется модернизированный шуруповёрт. Достаточно вставить в него самодельный крючок. Для этой цели подходит шиферный гвоздь. Он зажимается в шуруповёрте и готов к работе.

Принцип его работы ничем не отличается от предыдущего варианта. Отличием является только то, что процесс значительно ускоряется. А если у шуруповёрта есть регулировка скоростей, то его настраивают так, чтобы при максимальной натяжке проволоки она не обрывалась.

Вязка арматуры клещами

Данный способ вязки хорош тем, что в процессе работы экономится проволока, за счёт того, что можно связать в одну, и не надо делать петли, как для вязального крючка.

Из минусов следует отметить:

  1. Требует больше практики, для скоростной вязки.
  2. Скорость вязки в 2 раза меньше чем у крючка.
  3. При вязке в 2 проволоки получается жёсткий с острым концом узел, необходимо носит спецобувь, а то можно пробить ногу.

На видео ниже, показано какой скорости, можно достичь вязкой клещами, но для этого нужно очень много практики. Профессиональный арматурщик, делает завязку за 3–4 сек.

Выбор проволоки для вязки арматуры

Проволока – один из важных элементов работы. А это значит, что от её выбора зависит качество будущего каркаса, его прочность и скорость выполнения работы.


Согласно строительным нормам СНиП, а также положению из ГОСТ 3282-74, проволока должна соответствовать прописанным требованиям. Вот некоторые из них:

  • если арматура имеет сечение до 12 мм, то потребуется проволока для вязания сечением 1,2 мм;
  • если сечение от 16 до 18 мм, то сечением 1,6 мм;
  • при сечении больше 18 мм, используем сечение 2 мм (или две по 1,2 мм).

Совет от мастера! За свой 10-летний стаж, в монолитном строительстве, хочу сказать, что самая популярная и удобная для работы проволока имеет диаметр — 1,2 мм. А самым подходящим инструментом для вязки арматуры являет ручной крючок, доказано практикой.

Как вязать арматуру для начинающих: способы, нормы и правила, каркас под фундамент

Существует всего два способа крепления арматуры в каркасе: электросварка и вязка. Мы не будем открывать дискуссию о том, какой из них предпочтительнее. Скажем лишь, что при вязке не снижается прочность рабочих стержней.

Читать еще:  Что такое медь в химии

Любая сварка ослабляет металл, поскольку создает в нем локальные напряжения. Это негативно сказывается на надежности всей конструкции.

По сравнению со сваркой вязальные работы более трудоемкие.

Несмотря на это, в частном строительстве с его небольшими объемами лучше выбрать их. Особенно, когда речь идет о таких ответственных конструкциях, как фундамент и плиты перекрытия.

Содержание статьи:

В этой статье мы расскажем начинающим строителям о том, как правильно вязать арматуру. Рассмотрим инструменты, материалы и технологии, применяемые для этой работы. Надеемся, что полученная информация поможет вам уверенно обращаться с металлом, собирая прочные и надежные каркасы.

Способы вязки арматуры

Существует два способа фиксации арматурных прутков: ручной и автоматизированный.

При ручном методе используются четыре вида инструментов:

  • Пассатижи;
  • Крючок (простой и реверсивный);
  • Шуруповерт с насадкой.

Пользоваться пассатижами не очень удобно. Поэтому их применяют редко и только для сборки небольших каркасов. Крючком пользуются чаще. Это простое приспособление при известной сноровке помогает быстро соединять стальные стержни.

Существует усовершенствованная модификация простого крючка (реверсивный). Ее основа — винт, который вращается при вытягивании рукоятки назад.

Объединив крючок с шуруповертом, домашние умельцы создали еще одно удобное приспособление для фиксации стальных прутков в каркасе.

Автоматизированную вязку выполняют так называемым пистолетом. Это довольно сложное и дорогое устройство, применяемое на крупных объектах. Производительность его такова, что завязывание одного узла происходит за 1 секунду.

Устройство снабжено отсеком, в котором установлена бобина с проволокой. Рабочий орган пистолета подает ее к арматуре и связывает в узел.

Технология работы крючком

Ничего сложного в этой операции нет. Проделав ее несколько раз, вы быстро «набьете руку».

Суть метода заключается в следующем: место пересечения стержней охватывают стальной проволокой, сложенной вдвое. Вязальный крючок вставляют в петлю и захватывают им другой свободный конец. После этого инструмент вращают до момента стягивания. Концы проволоки загибают внутрь каркаса.

Мастера знают один маленький секрет, гарантирующий плотный контакт: немного не докрутив петлю, ее нужно потянуть на себя и только после этого довернуть до конца.

Работа с шуруповертом не имеет принципиальных отличий от вязки крючком. Преимущество заключается в более высокой скорости и меньшей трудоемкости. Используя шуруповерт, не забудьте выставить на минимум скорость вращения его патрона.

Электродрелью вязать арматуру не следует. Большая инерционность данного инструмента не позволяет точно определить момент завершения затяжки.

Способы соединения стальных стержней и основные виды узлов показаны на схеме ниже.

Материалы

Для сборки каркаса используют специальную отожженную проволоку. Она прочная, но при этом достаточно мягкая. Это позволяет затягивать узлы, не рискуя порвать ее. Рекомендуемый диаметр данного материала зависит от сечения арматурных стержней и составляет от 1,0 до 1,4 мм.

Дешевая проволока идет без покрытия и называется черной. Более стойкая к коррозии имеет защитный слой из цинка.

Вязальная проволока изготавливается в двух вариантах: в бухтах и мерная (в отрезках). Работать с мотком сложнее, поскольку его приходится вручную резать на куски. Мерный материал можно сразу пускать в дело. Особенно удобна проволока, у которой на концах сделаны петли.

Нормы и правила выполнения работ

Указания по проектированию и изготовлению арматурных каркасов содержатся в двух нормативных документах. ГОСТ 10922-2012 оговаривает технические условия для вязаных и сварных соединений железобетонных конструкций. Свод правил СП 52-101-2003 регламентирует требования к проектированию каркасов.

На основе этих нормативов разработаны типовые схемы вязки арматуры под ленточный фундамент, размеры нахлестов, диаметры используемой арматуры и другие правила производства работ.

При стыковке стержней на прямых и угловых участках важное значение имеет длина нахлестов. СНиП устанавливает данный параметр в зависимости от диаметра рабочей арматуры (в миллиметрах):

  • 300 мм для прутков диаметром 10 мм;
  • 380 для 12 мм;
  • 480 для 16 мм;
  • 580 для 18 мм;
  • 680 для 22 мм;
  • 760 для 25 мм.

Вязка каркаса ленточного фундамента

На дно траншеи на подставки (бобышки) толщиной 4-5 см укладывают расчетное количество продольных стержней (диаметр 12-18 мм). Расстояние между ними зависит от размера фундамента и может составлять от 5 до 20 см. Если стандартной длины одного стального прутка (6 метров) не хватает на всю «ленту», то используют несколько стержней. Между собой их соединяют, соблюдая нормативный нахлест.

К рабочим пруткам вертикально крепят хомуты из гладкой или рифленой стали диаметром 8-10 мм. Шаг хомутов по строительным нормам должен быть не менее 3/8 от высоты фундамента (20-50 см).

Установив хомуты, к ним проволокой крепят верхний пояс рабочей арматуры, соблюдая проектное расстояние между стержнями.

На углах и примыканиях хомуты ставят чаще (1/2 шага), а рабочую арматуру загибают, связывая со стержнями пересекаемого участка «ленты».

Длина загиба должна составлять не менее 50 диаметров рабочей арматуры.

Изготовление арматурного каркаса в траншее – работа трудоемкая и неудобная. Поэтому опытные строители используют вот такое простое приспособление.

Уложив продольные хлысты на деревянные подставки, к ним привязывают хомуты и нижний пояс рабочих стержней. Готовую конструкцию переносят и ставят в траншею.

Сборка арматурного каркаса монолитной плиты проще, чем ленточного фундамента. Конструкция здесь состоит из двух плоских сеток. Нижние стержни укладывают перпендикулярно с заданным шагом и связывают между собой. Затем в точках их пересечений ставят подставки из стальных прутков и прикручивают к ним верхнюю сетку.

В последние годы для сборки каркасов начали использовать арматуру из стеклопластика.

Вязать ее можно несколькими способами:

  • отожженной стальной проволокой;
  • пластиковыми стяжками-хомутами;
  • пластмассовыми клипсами-фиксаторами.

Ориентировочные цены

Стоимость вязки арматуры, как говорят сметчики, «сидит» в суммарной цене 1м3 железобетона. В квадратных или погонных метрах ее считают индивидуально для каждого вида конструкции. При этом приходится учитывать различные параметры (ширину и высоту ростверка, толщину плиты, сечение арматуры, уровень сложности каркаса и т.д.).

Для ориентировочного подсчета строители используют расценку в рублях за 1 тонну используемого металла. На сегодняшний день в 2017 году она составляет в среднем от 20 тысяч рублей.

Как правильно вязать и гнуть арматуру для фундаментов: технология монтажа

Во всех современных фундаментах строительство не обходится без применения арматуры – соединенных между собой металлических прутьев, которые воспринимают растягивающие напряжения при использовании совместно с бетоном. Каркас создает вертикальный и горизонтальный пояса, служит для увеличения прочности конструкции и равномерного распределения нагрузок.

Если арматура будет слабо или неправильно связана она расползется, чем нарушит целостность фундамента. Это повлечет медленное его разрушение. Связать прутья между собой достаточно просто, но как правильно вязать арматуру для фундамента, хорошо знают специалисты узкого профиля. Схема связки каркаса практически одинаковая для всех типов оснований, кроме столбчатого деревянного или металлического, где формируется каркас поверх оголовка сваи с помощью арматуры или балок. Они соединяются с оголовком и свариваются, при этом приходится гнуть прутья или катанку под конкретно заданным углом.

Три метода обвязки арматурного каркаса

Для формирования металлического каркаса основания применяется три метода обвязки:

  1. Сварка. На первый взгляд, сварка – это самый простой и эффективный способ соединить арматуру, но на практике все выглядит иначе. Во время сварочных работ металл нагревается до высоких температур и деформируется, а это частичная потеря жесткости. Также приходится нанимать профессионального сварщика, который знает о свойствах металла, сможет не пережечь его, а это дополнительные финансовые расходы. Также существует риск разрушения места сварки во время работы промышленного вибратора. Возникают сложности, если гнуть металл неподалеку от места сварки.
  2. Соединение с помощью гнутой проволоки или пластиковых хомутов (стяжек). Этот метод популярен среди многих застройщиков, так как соединение можно сделать своими руками в считанные минуты. Если применяется гибкая проволока, то для соединения звеньев нужно использовать специальный инструмент. Пластиковые хомуты надежнее проволоки, но стоят дороже. Схема соединения аналогичная, только тогда приходится гнуть прутья под необходимым углом.
  3. Внахлест. Этот метод подразумевает соединение арматуры внахлест с дальнейшей фиксацией проволокой. Практикуется больше для горизонтальных поясов, сделанных из сетки, а внутри соединения используется вертикальный гладкий прут.

Любой из вышеперечисленных методов можно реализовать своими руками. При этом приходится гнуть металл, что сделать достаточно проблематично, учитывая жесткость арматуры и ее минимальный диаметр для горизонтальных поясов от 12 мм.

Вязание арматуры своими руками

При всем многообразии специализированного строительного инструмента, не все частные застройщики имеют возможность его купить или взять в аренду. Для вязки прутьев не требуется дорогостоящего инструмента, ее к тому же можно сделать своими руками.

Для этого необходимо приобрести стальную вязальную проволоку. Она достаточно гибкая и прочная, имеет диаметр 2—3 мм. Чтобы ее согнуть, придется использовать пассатижи или специально сделанный крючок, который впоследствии закручивается вокруг арматуры и фиксирует ее. Некоторые умельцы выполняющие армирование своими руками иногда используют шуруповёрт, как более простой и легкий способ вязки. Если вязать с помощью проволоки, то для этого потребуется:

    Один из вариантов вязки каркаса основания с применением крючка. Умельцы иногда используют шуруповерт, как более лёгкий способ вязки прутьев арматуры своими руками.

отрезать кусок проволоки длиной около 30 см. Можно и больше, если ее не жалко, но концы будут мешать (включая лишние отходы);

  • затем сложить проволоку пополам, чтобы увеличить жесткость и прочность;
  • согнуть её по диагонали вокруг арматурного соединения и сделать небольшую петлю;
  • в петлю установить крючок и равномерно, без лишних усилий, крутить по часовой стрелке, пока не станет тяжело оборачивать, или соединение станет достаточно прочным. Главное, не использовать силу, так как проволоку легко порвать и потом придется все начинать сначала;
  • концы проволоки отрезать плоскогубцами и выбросить.
  • Читать еще:  Какой газ не используется при газовой сварке

    В случае армирования столбчатого фундамента арматурный каркас можно согнуть и затем фиксировать на оголовках специальными зажимами. Некоторые производители уже поставляют металлические или деревянные сваи со специальными зажимными скобами и муфтами. В таком случае достаточно выгнуть прут и вставить его в скобу. Скобу зажать и сверху проварить, сделать все это можно своими руками, используя минимум инструмента. В случае применения гладкой арматуры процесс вязки более трудоемкий, так как крюки будут постоянно отгибаться и без подручного специализированного инструмента не обойтись, как и без сторонней помощи.

    Вязку арматурного каркаса для плитного монолитного фундамента лучше делать из нескольких поясов. Для горизонтального яруса используются спиральные прутья сечением до 16 мм, а для вертикальных звеньев – гладкая до 10 мм. При установке нижней сетки рекомендуется использовать пластиковые компенсаторы, которые создадут равномерный шаг. Затем при вязании вертикальных прутьев важно не забыть вывести их за пределы фундамента, ввиду того, что с ними соединятся несущие стены.

    Использование пластиковых хомутов-стяжек для вязания более дорогой вариант замены проволоки, но хомуты (стяжки) можно найти в любом хозяйстве. Принцип обвязки аналогичен, но пластик для стяжек менее прочный. Поэтому силу при монтаже лучше не применять. Самые популярные хомуты со специальным сердечником на конце стяжки, с их помощью крепятся кабеля и трубы на вертикальные поверхности. Пластик отлично показал себя при вязке своими руками в теплую погоду, в морозы он быстро теряет эластичность и лопается.

    Обвязка арматуры для фундамента по всем правилам

    Вязать арматуру вполне реально, используя подручные средства. Но стоит отметить, что правильное связывание прутьев между собой не гарантирует соблюдение всех строительных норм и качественного монтажа. Так как схема вязки каркаса зависит от типа фундамента, его размеров, толщины и типа используемого материала. Поэтому нужно учесть несколько ключевых правил:

    1. Если в качестве арматурного каркаса будет использоваться сетка, тогда обвязку нужно делать внахлест.
    2. Учитывая тип и сечение арматуры, необходимо рассчитать длину перепуска в местах соединения.
    3. Гнуть прутья нужно строго под определенным углом и равномерно.
    4. Учитывается марка бетона и условия работы в месте соединения. Минимальная длина перехлеста не менее 25 см.

    Если армирование проводится на высоте от 3 метров, тогда без строительных лесов или подмостки не обойтись. Технология обвязки получается более сложная, ввиду существующих правил безопасности при высотных работах. Обвязка проводится в три этапа:

    1. Сначала подготовить арматуру, подвязать к ней стропы.
    2. Поднять на необходимую высоту, выровнять и уложить в пластиковые направляющие.
    3. Связать прутья по любой перечисленной технологии.

    Высотные работы нужно проводить только с несколькими рабочими одновременно, обеспечить страховку и контролировать процесс подъема прутьев с дальнейшей их установкой на указанные места. Делать это своими руками без страховки категорически запрещено.

    Стоимость обвязки относительно невысокая, так как мастера могут обработать несколько квадратных метров каркаса за час. А при применении специальных вязальных инструментов, еще быстрее. А качество вязки прутьев и соответствие всем строительным нормам они гарантируют, тем более что гнуть прутья будут специальными щипцами.

    Как вязать арматуру. На опыте участников портала

    Как и чем связать арматуру? На первый взгляд кажется, что ответ на этот вопрос прост. Берём мягкую отожжённую вязальную проволоку, крючок и приступаем к работе. Но опыт пользователей нашего портала говорит о том, что даже в таком нехитром деле существует масса нюансов, начиная от выбора диаметра проволоки и заканчивая способом связывания. Однако эти “мелочи” напрямую влияют на скорость работы и конечные затраты. Итак, из этой статьи вы узнаете:

    • Выгодно ли связывать арматурный каркас аккумуляторным вязальным пистолетом.
    • Как сделать самодельный крючок для связывания арматуры.
    • Как научиться вязать арматуру крючком.

    Связывание арматуры вязальным пистолетом: за и против

    Первое, о чём задумывается любой начинающий застройщик, решивший собрать арматурный каркас – чем его вязать. Кто-то использует для этого самодельные или покупные крючки.

    Другие предпочитают использовать плоскогубцы. Третьи полагают, что только покупка специального аккумуляторного пистолета для вязки арматуры решит проблему.

    Как показывает практика наших пользователей, в большинстве случаев аккумуляторный вязальный пистолет — слишком дорогое удовольствие для обычной стройки. Помимо высокой цены (брендовые модели стоят 1000 – 2000 $), вязальный пистолет иногда может плохо затягивать проволоку. Причём, к оборудованию придётся покупать специальную проволоку на катушках (недешевую). Попытка «перехитрить» механизм и, после того как фирменная проволока закончится, намотать на катушку обыкновенную, приведёт к поломке оборудования.

    Не советую даже пытаться намотать вместо фирменной проволоки простую, купленную на ближайшем рынке. Проверено. Пара таких «заряженных» катушек, и грязная, плохо отожженная проволока сломает вязальный пистолет. Конструкторы предусмотрели защиту от самопальных расходников. Помимо поломки дорогостоящей «игрушки», вы после такого фокуса автоматом слетаете с гарантии.

    Несмотря на высокую цену на автоматический вязальный пистолет, на портале есть энтузиасты, которые либо покупают его, либо берут в аренду.

    Мне понравилось работать с таким оборудованием. Один вязальный пистолет заменяет несколько человек. Аккумуляторы заряжаются быстро. Только успевай катушки менять. Из минусов отмечу — да, дорого. И пистолет, и катушки стоят денег. Слышал, что пистолетом не везде можно подлезть, особенно в узких местах, но на больших объёмах и при профессиональном применении считаю, что это оправданное приобретение.

    Моим трудягам и мне понравилось работать вязальным пистолетом, но удовольствие это дорогое.

    Ещё один недостаток вязального пистолета, особенно применительно к нашим условиям строительства — возможность его поломки из-за «кривых» рук рабочих или банальное воровство дорогого инструмента.

    Интересен опыт участника портала с ником Синявинский. Пользователь взял в аренду пистолет и полностью в нём разочаровался. По словам участника, у пистолета плохо регулируется сила затягивания проволоки. Проволока путается или наматывается не туда, куда надо. В итоге Синявинский отказался от использования вязального пистолета и нанял «арматурщиков», которые довязали каркас крючками.

    Вывод: при всех плюсах вязального пистолета его приобретение или аренда требуют тщательного расчёта — оправданно ли это экономически. Поэтому большинство предпочитают проверенный годами способ — вязать арматуру крючком.

    Мои рабочие вяжут арматурные каркасы обычным крючком с вращающейся деревянной ручкой. Цена приспособы – 150 рублей. А всякие автоматические механизмы, включая реверсивные крючки и использование шуруповёрта — это так, баловство. Профессионалы используют крючки.

    О плюсах и минусах использования для связывания арматуры т.н. полуавтоматов – крючков с реверсом и аккумуляторных «шуриков» с зажатым в патроне крючком, мы расскажем во второй части статьи. А сейчас подробнее опишем процесс изготовления самодельного крючка и расскажем, как правильно вязать арматуру.

    Как сделать самодельный крючок для вязки арматуры

    1. Крючок можно сделать самостоятельно или купить готовый. Цена вопроса — 150-200 рублей. Плюсы покупного: стальное «тело» крючка свободно вращается в рукоятке, что значительно укоряет работу.

    Плюсы самодельного крючка — сделать его можно за 10-15 минут из того, что есть под рукой. Например, крючок для вязки арматуры делают из гвоздя на «150», электрода, арматуры диаметром 8 мм, держателя малярного валика, у которого отпиливается валик, рукоятки мастерка и т.д.

    Вариантов множество. Всё зависит от фантазии и наличия завалявшихся в хозяйстве «ненужный» вещей.

    Я сделал самодельный крючок для вязки арматуры из стального прутка. Один конец обточил на конус на точиле и согнул пруток в двух местах. Вместо рукоятки можно поставить обрезок трубки, так удобнее работать, и перчатка не наматывается на приспособление.

    Ещё один вариант самодельного крючка предлагает участник портала с ником аlexdomm. Для этого берём старые вилы (если они, конечно, есть в хозяйстве) и отрезаем один штырь. Далее берём трубу диаметром 16 мм, загоняем в неё штырь и расклёпываем/привариваем конец. Рабочую часть заостряем на наждачном круге или при помощи «болгарки».

    СпехПервый для изготовления самодельного крючка использовал малярный валик, от которого отрезал всё «ненужное».

    Ещё один вариант — сделать крючок из сломанного или ненужного мастерка.

    Принцип тот же — отламываем или отрезаем лопатку и обтачиваем рабочую часть крючка на конус.

    Крючок я сделал из гладкой арматуры «восьмёрки». Чтобы крючок быстро вынимался из петли, обязательно затачиваем его на конус. «Тело» крючка изгибаем под углом в 20 градусов. Так увеличивается скорость вращения. На ручку для удобства можно надеть кусок шланга.

    Как правильно вязать арматуру обычным крючком

    Если использовать самый простой крючок, как на фото ниже, то работать с ним неудобно. Слишком низкая скорость, словно заворачивать шуруп отвёрткой. Лучше брать крючок на вращающейся рукоятке. Скорость значительно возрастает, набив руку, перестаёшь рвать проволоку, перекручивая её.

    Важно подобрать оптимальный диаметр вязальной проволоки. Слишком тонкая рвётся, узел хорошо не затянуть. Слишком толстая, 2.4-3 мм, тяжело вяжется, быстро устаёт запястье. Поэтому чаще всего используется вязальная проволока диаметром 1.2-1.4 мм.

    Пользователи портала советуют — при отсутствии вязальной проволоки взять автопокрышку с металлокордом и сжечь её. Хотя этот способ, скорее, подойдёт на самый крайний случай, т.к. горящая автопокрышка выделяет чёрный едкий дым.

    Переходим к вязке арматуры.

    Процесс разбивается на ряд последовательных шагов.

    1. Сначала разрезаем бухту вязальной проволоки на нужные куски (если проволока не нарезана на куски в связках). Длина проволоки – около 30-40 см.

    2. Проволоку складываем пополам.

    3. Загибаем проволоку вокруг пальца.

    4. Заводим под арматуру.

    5. Загибаем концы и вставляем в петлю крючок.

    6. Начинаем крутить крючок, захватывая второй конец проволоки.

    7. Закручивая узел, тянем крючок на себя.

    8. Загибаем получившийся узел.

    При вязке арматуры не следует пытаться накрутить как можно больший узел, отрезав длинный кусок проволоки. Задача вязальщика — только захватить концы и, сделав несколько оборотов (2-3 раза), связать узел. На это уходит несколько секунд. Если взять слишком длинную проволоку, увеличивается её расход, а также тратится много времени на создание узла.

    Читать еще:  Как правильно подключить Инверторную сварку

    Количество оборотов определяется экспериментальным путём. Слишком мало – будет слабо, слишком много – проволока рвётся.

    По словам пользователя, для связывания арматуры диаметром от 10 до 14 мм оптимальный диаметр проволоки — 1.2-1.4 мм. 1 мм – слишком слабый узел. Проволока больше 2 мм крутится тяжело. Как вариант: можно крутить «единичку», если сложить проволоку пополам, а потом сложить ещё раз.

    В рассмотренном выше варианте вязка арматуры происходит с одним перехлёстом.

    Узел достаточен при монтаже горизонтально уложенной арматуры (например, при вязке плиты), но он может оказаться слабым, если нужно связать арматурный каркас, который нужно перенести на место установки.

    Вариант усиления узла — вязка петель с попеременным перехлёстом прутков арматуры. Т.е. при вязке каждого узла меняем направление перехлёста проволоки. Например, при вязке 2-х продольных прутков и 1-го поперечного вязки справа и слева должны быть разнонаправлены друг к другу.

    Другой вариант — захват уложенных крест-накрест прутков с 4-х сторон. Делается это так:

    1. Сгибаем петлю и обводим прутки, подгибая проволоку под нижнюю арматуру.

    2. Загибаем петлю пальцами и обводим прутки так, чтобы захватить верхнюю арматуру.

    3. Далее вяжем узел, как рассказывалось выше.

    При таком способе вязки прутки держаться заметно крепче, чем в первом варианте.

    Также можно вязать арматуру, делая две петли — сначала перехлёст на одну сторону, слева направо, затем перехлёст на другую сторону, справа налево.

    Узнать все нюансы вязки арматуры можно в теме на FORUMHOUSE «Вяжем арматуру (руками, крючком, пистолетом)». В дневнике пользователя с ником Smart2305 подробно рассказывается, чем стеклопластиковая (композитная) арматура отличается от обычной стальной.

    Как вязать арматуру для фундамента крючком?

    Способы вязки арматуры, их плюсы и минусы

    При выполнении работ по заливке бетонных оснований, строители сталкиваются с необходимостью подготовки металлического каркаса для обеспечения прочности конструкции. Сформировать сетку из арматурных прутов можно различными способами:

    • связывая элементы каркаса с помощью проволоки крючком, шуруповертом или вязальным пистолетом;
    • сваривая арматуру между собой;
    • закрепляя пруты между собой с помощью пластиковых хомутов.

    Единственно правильного варианта не существует. На практике применяются все способы, а выбор зависит от используемого материала и условий на стройплощадке.

    Чтобы понять, в каком случае лучше применять тот или иной метод, следует рассмотреть положительные и отрицательные особенности каждого.

    Крючком

    Вязание арматуры крючком (о том, как его сделать, можно прочитать здесь) имеет следующие плюсы:

    • высокая скорость выполнения операции. При определенной сноровке, специалист быстро затягивает узлы ручным инструментом на месте соединения прутов. Такая работа не тяжела даже для начинающих;
    • легкость исправления брака. Неправильно наложенную проволоку легко раскрутить или разорвать кусачками. Сварочный шов так легко не переделать – придется пилить место соединения углошлифовальной машинкой;
    • для связки арматуры не нужно иметь большого опыта. Начинающий строитель быстро учится этой нехитрой процедуре и после полусотни узлов сможет считаться профессионалом;
    • связывать пруты в каркас можно сразу внутри опалубки;
    • затраты на оплату труда и материал не высоки.

    К недостаткам вязки арматуры крючком относят шаткость собранного каркаса. Эта проблема возникает тогда, когда требуется перенести каркас с места сборки в опалубку. Справиться с этим недостатком просто:

    • в случае с обычной металлической арматурой, рекомендуется в нескольких местах укрепить соединения сваркой;
    • при использовании стеклопластиковых изделий, монтируют несколько раскосов по периметру. Они помогут придать дополнительную прочность сетке.

    На практике эту проблему решают просто – вяжут каркас прямо в опалубке, чтобы его не надо было переносить.

    Помимо ручного крючка для вязки арматуры, используют также полуавтоматический крючок. Это устройство помогает выполнять работу на порядок быстрей. Полуавтомат представляет собой механизм, снабженный реверсивной винтовой основой. Если ручку потянуть назад, винт начинает вращаться, натягивая проволоку на соединение.

    Как пользоваться полуавтоматическим крючком для вязки арматурных каркасов, можно посмотреть на видео ниже. К такому инструменту следует приноровиться, но профессиональные рабочие умудряются затягивать узел на соединении в одно движение, что заметно ускоряет весь процесс.

    Сваркой

    Технология сварки арматуры применяется при устройстве монолитных фундаментов для многоэтажных строений. Ранее этот метод считался самым надежным, но в современных условиях чаще применяют другие способы соединения прутов.

    К недостаткам сварного метода относят:

    • необходимость привлечения к работам профессионального сварщика. Оплата труда специалиста автоматически увеличивает сметную стоимость объекта;
    • точка соединения двух арматурных прутов ослабляет общую прочность конструкции и является слабым местом;
    • сваркой невозможно соединить стеклопластиковую арматуру;
    • самая популярная марка прутов для сборки каркаса (А-400) не подойдет для этого метода. Придется отдельно заказывать пруты марки А500С.

    В современном многоэтажном и частном домостроении все чаще отказываются от сварки арматуры в пользу вязания.

    Хомутами

    Главными плюсами сборки арматурного каркаса на хомуты считают высокую скорость, надежную фиксацию и необязательность наличия профессиональных навыков у работника.

    Кроме достоинств, у этого метода есть и недостатки:

    • если предстоит выполнить большой объем работ, сборка каркаса на хомуты выйдет немного дороже, чем вязание проволокой;
    • скорость вязки каркаса хомутами высокая, но ниже, чем в случае вязки проволокой;
    • невозможность исправить соединение без разрыва хомута (проволоку можно перевязать);
    • перемещать сетку, связанную с помощью хомутов, нельзя. Конструкция может развалиться под собственной тяжестью;
    • при температуре ниже 0 o С пластик становится ломким.

    Хомуты чаще всего используются для частного домостроения, когда необходимо выполнять относительно небольшой объем работы.

    Вязальным пистолетом

    Автоматизация направлена на увеличение скорости выполнения работ. Используя автоматический вязальный пистолет, работник может выполнить те же операции, что и с традиционным крючком, но быстрее в 7-9 раз. Норма для формирования одного узла пистолетом – 1 секунда.

    Устройство выглядит как обычная ручная дрель, на которой установлен моток с проволокой. Для формирования узла достаточно направить жало пистолета в точку соединения и нажать на спусковой крючок. Аппарат сам выполнит вязку.

    Минусы использования пистолета для вязки арматуры:

    • объемное устройство не позволит добраться до узких мест. Там придется выполнять соединение вручную;
    • цена аппарата начинается от 30 000 рублей;
    • бракованное соединение невозможно раскрутить. Бракованную проволоку приходится срезать и накладывать новую;
    • связать пруты большого диаметра с помощью пистолета не получится.

    Какой проволокой лучше вязать арматуру

    Для обвязки арматуры применяют отожженную проволоку. Она отлично гнется и, при этом, обладает высокой прочностью, поэтому ее можно затягивать с усилием, не опасаясь порвать.

    Чаще применяется черная обожженная проволока, но в некоторых случаях используют стойкую к коррозии проволоку с цинковой защитой.

    На строительную площадку проволока может поставляться в бухтах или нарезанная на куски определенного размера, подходящего для получения одного соединения. Часто такие отрезки уже снабжены петлей на конце, что позволяет ускорить процесс вязки. Работать с мотками трудней – приходится тратить время на нарезку.

    Нормы и правила выполнения работ

    При работе со связными конструкциями строителям следует руководствоваться требованиями ГОСТ 10922-2012 к вязанным и сварным соединениям, и СП 52-101-2003, регламентирующим процессы по формированию каркасов.

    Инструкция по вязке арматуры крючком

    Вязать арматуру голыми руками бесполезно – добиться необходимого усилия по затяжке проволоки можно только с помощью дополнительных инструментов. Пошагово разберем основные приемы, как вязать арматуру крючком.

    Ручным

    Для вязки проволоки вручную понадобится крючок. Проволока складывается вдвое и поддевается под место фиксации. Свободный конец продевается в петлю и закручивается крючком до плотного натяжения проволоки.

    Простой узел

    Чтобы связать проволоку простым узлом, потребуется выполнить следующие действия:

    1. Отрезается проволока длиной 200 мм и сгибается пополам.
    2. Согнутый отрезок проталкивается под точкой совмещения двух прутов.
    3. Крючок вставляется в петлю и цепляет свободный конец.
    4. Выполняется полный оборот вокруг своей оси. Свободный конец нужно придерживать.
    5. Далее, натягивая проволоку, крючок проворачивают еще несколько раз до получения надежного соединения.

    Не обязательно покупать крючок в магазине. Удобный инструмент можно легко изготовить самостоятельно, придав необходимую форму стальному пруту и надев на конец ручку.

    Мертвый узел

    Перед тем, как вязать арматуру для фундамента крючком, надо научиться формировать мертвый узел. Особенно хорош этот способ для связывания вертикальных прутов для колонн и балок.

    1. Отрезается кусок длиной до 400 мм и сгибается пополам.
    2. Отрезок проталкивается вперед петлей снизу закрепляемого узла.
    3. Свободный конец пропускается через верх и вновь загибается под пруты.
    4. Петля и свободный конец совмещаются, после чего зацепляются жалом крючка.
    5. Крючок с натяжением проворачивается до отрыва петли.

    Для получения качественного соединения, нужно добиться плотной укладки проволоки на поверхность арматуры. Процесс вязки продолжается в шахматном порядке.

    Шуруповертом

    Схема работы с шуруповертом напоминает процесс вязки крючком, но вместо ручной силы используется автоматика. Вместо обычного жала в шуруповерт вставляют самодельный крючок, обычно для этой цели берут кровельный гвоздь.

    Важно смотреть, чтобы скорость работы шуруповерта соответствовала необходимому усилию по затяжке проволоки. При чрезмерном усилии, проволока будет рваться, а на малой скорости может получиться слабый узел.

    Технология выполнения прочих методов вязки

    Для строителей важно знать все способы устройства каркаса, а не только как пользоваться крючком для вязки арматуры.

    Пистолетом

    Для вязки проволоки этим устройством не нужны особые навыки. Автоматическое устройство достаточно поднести к месту фиксации и нажать на спуск. Механизм в доли секунды выполнит операцию, после чего можно сразу двигаться дальше.

    Клещами

    При работе с клещами не обязательно подготавливать петли, чтобы затянуть связку. Этот способ позволяет экономить на расходе проволоки.

    Проволоку сматывают в небольшие рулоны и удерживают в левой руке. Один конец протаскивается снизу, а за второй конец делают захват клещами, после чего работник выполняет пару оборотов и откусывает излишек проволоки.

    Многие профессионалы отдают предпочтение методу вязки клещами, так как, при определенной сноровке и если все делать правильно, он позволяет подготавливать каркас быстрей, чем при работе крючком.

    Окончил факультет промышленного и гражданского строительства АЛТИ.

    • Инструкция по самостоятельной регулировке пластиковых окон
    • Как рассчитать, сколько кубов бетона нужно на фундамент?

    Все о строительстве и ремонте

    2013–2020 © Самостоятельное строительство — сайт для тех, кто строит!

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector