Как правильно вязать арматуру: способы и правила, советы для начинающих
Вязка арматуры – это один из основных этапов работы, по созданию арматурного каркаса. Соединяя арматуру, создаётся армирующая конструкция, благодаря которой, бетон получает большую прочность как на сжатие, так и на растяжение. Выполнив неправильно соединение прутов, готовая монолитная конструкция не получит проектную прочность. Для того чтобы этого избежать, разберём как правильно вязать арматуру соблюдая все нормы и правила, и каким инструментом можно выполнить работу, это будет полезно для начинающих арматурщиков, и для строителей с опытом.
Способы вязки арматуры
Рассмотрим всё существующие способы, как можно соединить арматуру. Каждый из вариантов хорош в чём-то своём, и используется строителями, в зависимости от типа строения и проектных требований. Существует 3 способа соединения прутов, с ихней помощью создаётся крепкий и надёжный металлический каркас:
Вязка проволокой.
Сварка.
Пластиковые хомуты.
Эти способы вязки арматуры имеют свои особенности. Каждый из них правильный и применяется в зависимости от требований и используемого материала. При армирование ленточного фундамента для частного дома, часто соединяют арматуру методом сварки, а не связывают её проволокой. Но какой вариант является лучшим?
Преимущества и недостатки соединения сваркой
Несмотря на то что это разные технологии, правильный выбор может сэкономить средства и время на строительство, при этом без потерь прочности конструкции. Метод соединения элементов сваркой, раньше считали одним из самых надёжных и эффективных. Однако, подобная технология не всегда является уместной. Обычно её использовали при монтаже громоздких каркасов, которые усиливают фундамент для многоэтажных домов и габаритный коттеджей.
Подобный метод имеет некоторые недостатки:
Требуется иметь навыки работы со сварочным аппаратом, иначе нужно потратиться на услугах профессионального сварщика. Себестоимость в таком случае увеличивается.
Места сварки – слабое место конструкции. Там прочность каркаса становится ниже.
Метод не подходит, если использовать стеклопластиковую арматуру. К тому же арматура А-400 (А-3), которая является самой востребованной, не может быть соединена посредством сварки. Только пруты с индексом «С» подойдут для работы, например: арматура А500С.
Поэтому в современном монолитном строительстве, сварку заменили вязкой. Для частных и жилых домов, строительства бани, гаража или других построек – это наилучший вариант соединения арматуры.
Плюсы и минусы соединения методом вязки
Чем же так хорош этот метод? Он имеет следующие положительные моменты:
Быстрота выполнения работ. Вязка проволокой занимает мало времени, она простая и не требует навыков. Правда, если делать это вручную, то процесс замедляется. Дальше мы рассмотрим, как же быстро вязать арматуру.
Простота устранения недочётов. При работе со сваркой, устранить ошибки, будет труднее, приходиться брать болгарку и разрезать сварочный шов. Проволоку же, достаточно откусить кусачками или же размотать крючком.
Чтобы вязать арматуру не нужно быть профессионалом.
Процесс армирования можно выполнить в опалубке.
Себестоимость работы намного ниже.
Если говорить о недостатках, то отметим шаткость готового каркаса. Правда, это не является большой проблемой. Конструкция будет прочной, единственная проблема заключается в том, что при перемещении каркаса в опалубку она начинает расшатываться, в этом случае можно в нескольких местах сделать прихватки арматуры сваркой. Чтобы решить такую проблему со стеклопластиковой арматурой, надо привязать несколько раскосов, чтобы конструкция стала более жёсткая и устойчивая. Прогибаясь, натяжка в местах вязки изменяется, каркас гуляет. Поэтому при установке его в опалубку нужно быть осторожными. Лучше вязать арматуру в опалубке или над ней, если выполняется армирование ленточного фундамента.
Особенности соединения арматуры пластиковыми хомутами
Основные достоинства этого метода, в том, что он не требует специальных навыков, у него высокая скорость выполнения работ, и надёжная фиксация арматуры. Недостатки, у данного способа следующие:
Стоимость. При больших объёмах проволока будет экономней.
Скорость выполнения работы (если сравнивать с другими способами вязки).
Исправление. Где-то ошиблись, придётся откусывать хомут, он становится негодным, проволоку же можно перевязать.
Надёжность. Передвижение по конструкции, связанной пластиковыми хомутами не желательно.
Температура. Лопаются при отрицательных температурах.
На основе этих данных можно сказать, что данный способ, подойдёт больше для частного строительства, при небольших объёмах, также он подойдёт, для людей которые сами хотят выполнить армирование своими руками.
Инструменты для вязки арматуры, технология работы с ними
Никто не выполняет работу вручную. Это практически невозможно. Для этой цели есть специальные инструменты, ускоряющие и упрощающие процесс. Каждый инструмент имеет свои особенности по использованию. Для связки арматуры существуют следующие приспособления:
Ручной крючок.
Вязальный пистолет.
Шуруповёрт.
Клещи.
Каждый из инструментов имеет свои плюсы и минусы, рассмотрим их, а также технологию их использования, и на основе этих данных и мнении эксперта (арматурщика с 10-летним стажем) подведём итоги и выберем лучший вариант для вязки арматуры.
Как правильно вязать арматуру крючком?
Особенности работы в том, что она выполняется вручную. Поначалу процесс будет длительным, так как нужно набить руку. Крюк делается из стали, а ручка из дерева или пластмассы. Стоимость такого крючка составляет 1 тыс. рублей.
В продаже есть даже автоматические крючки, но отзывы о них двоякие. Некоторые отмечают малый ресурс, другие говорят, что он скручивать проволоку толщиной 2 мм и более с трудом.
Существует несколько вариантов соединительных узлов при вязке арматуры крючком. Рассмотрим самые популярные.
Простой узел связки арматуры крючком
Самый распространённый и простой узел, выполняется следующим образом:
Чтобы соединить пруты между собой, нужно взять проволоку длинно 15–20 см, и согнуть её пополам.
Согнутая проволока снова сгибается, но не до конца, должен получиться крючок.
Просовываем проволоку под арматуру, которую необходимо связать.
Дальше в ход идёт сам крючок. Его нужно вставить в полученную петлю и зацепить свободный конец проволоки.
Делается один оборот. При этом важно придерживать свободный конец.
Натянув крючок на себя, докручиваем проволоку до её отрыва.
Обратите внимание! Чтобы не покупать вязальный крючок, можно сделать его своими руками. Потребуется кусок стального прута, а ручку можно изготовить из пластика или дерева. Сделав его один раз, можно постоянно пользоваться инструментом для вязки. Пошаговую инструкцию по изготовлению крючка своими руками смотрите тут.
«Мёртвый узел»
Данный узел применяется для армирования конструкций, состоящих из прутов арматуры и хомутов, это балки и колонны. Так как он надёжно фиксирует арматуру в угол хомута, арматурщики назвали его «мёртвым» узлом. Чтобы быстро и качественно выполнить такой узел, необходимо много практиковаться. Рассмотрим, инструкция по выполнению узла:
Берём проволоку длиною 20–40 см, её размер зависит от диаметра используемой арматуры, и сгибаем пополам.
Запускаем проволоку, петлей вперёд, под низ арматуры слева от хомута, оставляя 2–4 см для завершения узла.
Заводим проволоку наверх хомута и загибаем опять под низ арматуры.
Крючок вставляем в петлю и зацепляем свободный конец проволоки.
Тянем крючок на себя и одновременно делаем несколько оборотов, пока не почувствуем что проволока зажалась, или пока не оторвётся петля.
Следует отметить! Для того чтобы этот узел надёжно зафиксировал арматуру в угол хомута, проволоку следует как можно плотнее прижимать к арматуре и углу хомута, иначе завязка получится ненадёжной.
Проверить качество узла, можно подёргав хомут рукой, если шатается, то выполнен неправильно или до конца не затянут. Затягиваем либо делаем дополнительную завязку простым узлом.
Выполняя армирование сложных конструкций, например, полукруглых балок, узлы можно комбинировать. Сначала делается «мёртвый» узел, а потом два простых крест-накрест, как на фото ниже.
Специальный пистолет для вязки
Для вязки арматуры – это идеальный инструмент. С ним процесс выполняется намного быстрее и проще. Собирать металлический каркас с ним удобней всего. Единственный нюанс заключается в том, что подобный агрегат стоит не дешёво. Вот почему он используется на масштабных строительных объектах. Минимальная стоимость – 30 тыс. рублей.
Он выглядит как обычная дрель. Только в него вставляется рулон с проволокой. Для вязки нужно направить пистолет на место стыка и нажать на курок. Он сам выполнит вязку за считаные секунды. Это самый простой и доступный вариант, как связать арматуру.
На заметку! На 1 узел, связанный при помощи крюка, уходит 9 сек. Если взять автоматизированный крюк, то потребуется 7 сек. А вязка при помощи пистолета занимает всего 1 секунда на 1 узел.
Но и у этого способа есть свои минусы:
Не везде им можно добраться, для выполнения вязки.
Стоимость.
При исправлении армирования, крючком узел уже не развяжешь.
Не выполнишь вязку арматуры большого диаметра.
Использования шуруповёрта с крючком
Чтобы ускорить процесс и сделать его автоматизированным, используется модернизированный шуруповёрт. Достаточно вставить в него самодельный крючок. Для этой цели подходит шиферный гвоздь. Он зажимается в шуруповёрте и готов к работе.
Принцип его работы ничем не отличается от предыдущего варианта. Отличием является только то, что процесс значительно ускоряется. А если у шуруповёрта есть регулировка скоростей, то его настраивают так, чтобы при максимальной натяжке проволоки она не обрывалась.
Вязка арматуры клещами
Данный способ вязки хорош тем, что в процессе работы экономится проволока, за счёт того, что можно связать в одну, и не надо делать петли, как для вязального крючка.
Из минусов следует отметить:
Требует больше практики, для скоростной вязки.
Скорость вязки в 2 раза меньше чем у крючка.
При вязке в 2 проволоки получается жёсткий с острым концом узел, необходимо носит спецобувь, а то можно пробить ногу.
На видео ниже, показано какой скорости, можно достичь вязкой клещами, но для этого нужно очень много практики. Профессиональный арматурщик, делает завязку за 3–4 сек.
Выбор проволоки для вязки арматуры
Проволока – один из важных элементов работы. А это значит, что от её выбора зависит качество будущего каркаса, его прочность и скорость выполнения работы.
Согласно строительным нормам СНиП, а также положению из ГОСТ 3282-74, проволока должна соответствовать прописанным требованиям. Вот некоторые из них:
если арматура имеет сечение до 12 мм, то потребуется проволока для вязания сечением 1,2 мм;
если сечение от 16 до 18 мм, то сечением 1,6 мм;
при сечении больше 18 мм, используем сечение 2 мм (или две по 1,2 мм).
Совет от мастера! За свой 10-летний стаж, в монолитном строительстве, хочу сказать, что самая популярная и удобная для работы проволока имеет диаметр — 1,2 мм. А самым подходящим инструментом для вязки арматуры являет ручной крючок, доказано практикой.
Как правильно вязать и гнуть арматуру для фундаментов: технология монтажа
Во всех современных фундаментах строительство не обходится без применения арматуры – соединенных между собой металлических прутьев, которые воспринимают растягивающие напряжения при использовании совместно с бетоном. Каркас создает вертикальный и горизонтальный пояса, служит для увеличения прочности конструкции и равномерного распределения нагрузок.
Если арматура будет слабо или неправильно связана она расползется, чем нарушит целостность фундамента. Это повлечет медленное его разрушение. Связать прутья между собой достаточно просто, но как правильно вязать арматуру для фундамента, хорошо знают специалисты узкого профиля. Схема связки каркаса практически одинаковая для всех типов оснований, кроме столбчатого деревянного или металлического, где формируется каркас поверх оголовка сваи с помощью арматуры или балок. Они соединяются с оголовком и свариваются, при этом приходится гнуть прутья или катанку под конкретно заданным углом.
Три метода обвязки арматурного каркаса
Для формирования металлического каркаса основания применяется три метода обвязки:
Сварка. На первый взгляд, сварка – это самый простой и эффективный способ соединить арматуру, но на практике все выглядит иначе. Во время сварочных работ металл нагревается до высоких температур и деформируется, а это частичная потеря жесткости. Также приходится нанимать профессионального сварщика, который знает о свойствах металла, сможет не пережечь его, а это дополнительные финансовые расходы. Также существует риск разрушения места сварки во время работы промышленного вибратора. Возникают сложности, если гнуть металл неподалеку от места сварки.
Соединение с помощью гнутой проволоки или пластиковых хомутов (стяжек). Этот метод популярен среди многих застройщиков, так как соединение можно сделать своими руками в считанные минуты. Если применяется гибкая проволока, то для соединения звеньев нужно использовать специальный инструмент. Пластиковые хомуты надежнее проволоки, но стоят дороже. Схема соединения аналогичная, только тогда приходится гнуть прутья под необходимым углом.
Внахлест. Этот метод подразумевает соединение арматуры внахлест с дальнейшей фиксацией проволокой. Практикуется больше для горизонтальных поясов, сделанных из сетки, а внутри соединения используется вертикальный гладкий прут.
Любой из вышеперечисленных методов можно реализовать своими руками. При этом приходится гнуть металл, что сделать достаточно проблематично, учитывая жесткость арматуры и ее минимальный диаметр для горизонтальных поясов от 12 мм.
Вязание арматуры своими руками
При всем многообразии специализированного строительного инструмента, не все частные застройщики имеют возможность его купить или взять в аренду. Для вязки прутьев не требуется дорогостоящего инструмента, ее к тому же можно сделать своими руками.
Для этого необходимо приобрести стальную вязальную проволоку. Она достаточно гибкая и прочная, имеет диаметр 2—3 мм. Чтобы ее согнуть, придется использовать пассатижи или специально сделанный крючок, который впоследствии закручивается вокруг арматуры и фиксирует ее. Некоторые умельцы выполняющие армирование своими руками иногда используют шуруповёрт, как более простой и легкий способ вязки. Если вязать с помощью проволоки, то для этого потребуется:
Один из вариантов вязки каркаса основания с применением крючка. Умельцы иногда используют шуруповерт, как более лёгкий способ вязки прутьев арматуры своими руками.
отрезать кусок проволоки длиной около 30 см. Можно и больше, если ее не жалко, но концы будут мешать (включая лишние отходы);
затем сложить проволоку пополам, чтобы увеличить жесткость и прочность;
согнуть её по диагонали вокруг арматурного соединения и сделать небольшую петлю;
в петлю установить крючок и равномерно, без лишних усилий, крутить по часовой стрелке, пока не станет тяжело оборачивать, или соединение станет достаточно прочным. Главное, не использовать силу, так как проволоку легко порвать и потом придется все начинать сначала;
концы проволоки отрезать плоскогубцами и выбросить.
В случае армирования столбчатого фундамента арматурный каркас можно согнуть и затем фиксировать на оголовках специальными зажимами. Некоторые производители уже поставляют металлические или деревянные сваи со специальными зажимными скобами и муфтами. В таком случае достаточно выгнуть прут и вставить его в скобу. Скобу зажать и сверху проварить, сделать все это можно своими руками, используя минимум инструмента. В случае применения гладкой арматуры процесс вязки более трудоемкий, так как крюки будут постоянно отгибаться и без подручного специализированного инструмента не обойтись, как и без сторонней помощи.
Вязку арматурного каркаса для плитного монолитного фундамента лучше делать из нескольких поясов. Для горизонтального яруса используются спиральные прутья сечением до 16 мм, а для вертикальных звеньев – гладкая до 10 мм. При установке нижней сетки рекомендуется использовать пластиковые компенсаторы, которые создадут равномерный шаг. Затем при вязании вертикальных прутьев важно не забыть вывести их за пределы фундамента, ввиду того, что с ними соединятся несущие стены.
Использование пластиковых хомутов-стяжек для вязания более дорогой вариант замены проволоки, но хомуты (стяжки) можно найти в любом хозяйстве. Принцип обвязки аналогичен, но пластик для стяжек менее прочный. Поэтому силу при монтаже лучше не применять. Самые популярные хомуты со специальным сердечником на конце стяжки, с их помощью крепятся кабеля и трубы на вертикальные поверхности. Пластик отлично показал себя при вязке своими руками в теплую погоду, в морозы он быстро теряет эластичность и лопается.
Обвязка арматуры для фундамента по всем правилам
Вязать арматуру вполне реально, используя подручные средства. Но стоит отметить, что правильное связывание прутьев между собой не гарантирует соблюдение всех строительных норм и качественного монтажа. Так как схема вязки каркаса зависит от типа фундамента, его размеров, толщины и типа используемого материала. Поэтому нужно учесть несколько ключевых правил:
Если в качестве арматурного каркаса будет использоваться сетка, тогда обвязку нужно делать внахлест.
Учитывая тип и сечение арматуры, необходимо рассчитать длину перепуска в местах соединения.
Гнуть прутья нужно строго под определенным углом и равномерно.
Учитывается марка бетона и условия работы в месте соединения. Минимальная длина перехлеста не менее 25 см.
Если армирование проводится на высоте от 3 метров, тогда без строительных лесов или подмостки не обойтись. Технология обвязки получается более сложная, ввиду существующих правил безопасности при высотных работах. Обвязка проводится в три этапа:
Сначала подготовить арматуру, подвязать к ней стропы.
Поднять на необходимую высоту, выровнять и уложить в пластиковые направляющие.
Связать прутья по любой перечисленной технологии.
Высотные работы нужно проводить только с несколькими рабочими одновременно, обеспечить страховку и контролировать процесс подъема прутьев с дальнейшей их установкой на указанные места. Делать это своими руками без страховки категорически запрещено.
Стоимость обвязки относительно невысокая, так как мастера могут обработать несколько квадратных метров каркаса за час. А при применении специальных вязальных инструментов, еще быстрее. А качество вязки прутьев и соответствие всем строительным нормам они гарантируют, тем более что гнуть прутья будут специальными щипцами.
Вязка арматурного каркаса — важный этап в строительстве фундамента. От правильного выбора технологии формирования основания и правильного выбора арматуры , зависит его прочность и срок службы будущего строения. Следует подобрать оптимальный способ соединения пластиковой арматуры . Так как при использовании композитных материалов сварное соединение конструкции является неприемлемым вариантом, то используются другие варианты обвязки.
При эксплуатации композитных прутьев необходимо знать, как и с помощью чего правильно связать элементы каркаса.
Существует несколько способов:
с помощью крючка, используя традиционную вязальную проволоку;
с применением вязальных пистолетов;
пластиковыми хомутами;
пластиковыми клипсами.
С помощью крючка
Для вязки применяется специальная термообработанная проволока диаметром от 0,8 до 1,2 миллиметров, которая достаточно пластична и не теряет своих свойств, даже при многократном сгибании и скручивании.
Фиксация прутьев проволокой производится специальным вязальным крючком. Так же существует винтовой крючок, который позволяет механизировать процесс и уменьшить общую трудоемкость.
Но применение данного способа не рационально для масштабных работ, например для плитного фундамента.
Вязальным пистолетом
Является более прогрессивным методом, в отличие от крючкового вязания. Пистолет со специальной проволокой, которая поставляется на катушках, способствует более быстрому выполнению соединения, поэтому применяется при больших объемах работ.
Также к плюсам стоит отнести равномерность затяжки проволоки. Из минусов стоит отметить стоимость оборудования — в среднем от 25000 рублей.
Этот способ не требует особых навыков или специального оборудования, в отличие от проволочной связки, а также не занимает много времени и обеспечивает хорошую фиксацию элементов. Из плюсов еще стоит отметить минимизацию использования корродирующих материалов. К отрицательным сторонам относятся:
ограничение дальнейших действий при заливке фундамента, так как ходить по арматуре, соединенной хомутами, строго запрещено;
отсутствие гарантий сохранения целостности соединения во время заливки.
Однако, можно вязать арматуру пластиковыми хомутами с металлической сердцевиной, которые добавляют преимущества проволочной вязки.
С помощью пластиковых клипс
Пластиковая клипса для арматуры изготавливается из прочного пластика, устойчивого к различным климатическим условиям и агрессивным средам. Они обеспечивают надежную фиксацию прутьев.
При этом технология сборки очень проста — она представляет собой вдавливание стержня до щелчка, что занимает немного времени. Минусом является невозможность разобрать каркас без повреждения клипсы.
Для ленточного фундамента
Стеклопластик используют для армирования ленточного фундамента индивидуальных небольших построек.
Применение композитных стержней объясняется несколькими причинами:
минимизация коррозии;
небольшой вес стеклопластика;
значительная длина стержней, что позволяет избавиться от стыков на горизонтальном силовом поясе фундамента, которые являются слабыми местами при использовании металлической арматуры .
Можно ли при заложении ленточного основания полностью избавиться от использования традиционной металлической арматуры ? Довольно тяжело, поскольку композитные стержни трудно выгнуть, чтобы они не треснули. Существуют специальные устройства для загиба, но для единичного строительства его применение будет не выгодно. Поэтому в углах применяется металлическая арматура с диаметром, соответствующим выбранной толщине стеклопластика. Как правильно подобрать арматуру смотрите здесь.
При формировании силовых поясов из стеклопластика используется два диаметра прутьев: из арматуры большего диаметра собираются продольные части каркаса, а из меньшего — вертикальные и поперечные.
Такую операцию, как вязка каркаса для ленточного фундамента, достаточно сложно осуществить одному, особенно при отсутствии опыта. Выполнение данной операции в одиночку может повлечь за собой нежелательные последствия. Согласно стандартам, армирование следует выполнять втроем.
Используя стеклопластиковую арматуру , нужно тщательно подойти к вопросу соединения прутьев. В первую очередь стоит оценить масштабы работы — при большом объеме работ, будет ли целесообразно связывать вручную весь каркас? Также стоит учесть некоторые внешние факторы, например низкую температуру, при которой исключается возможность использования хомутов. Самым универсальным способом является фиксация с помощью пластиковых клипс.
Полезное видео
Фиксация клипсами на видео ниже:
Допускается ли вязка арматуры пластиковыми хомутами?
ИмхоДом › Форумы › фундаменты и перекрытия › Допускается ли вязка арматуры пластиковыми хомутами?
В этой теме 10 ответов, 10 участников, последнее обновление 1 год назад сделано Заец .
Допускается ли вязка арматуры пластиковыми хомутами?
В СНиПе написано, что соединять точки пересечения арматуры при изготовлении решетки необходимо делать вязальной проволокой. Это было написано до появления пластиковых хомутов или так верно и по-ныне?
Степановка
Если после появления хомутов не внесли изменений в СНиП, значит они появились не для этого.
тут весь вопрос в том, чтобы эти хомуты не отлетели, когда бетон лить начнут ? проволока держит.. а больше смысла в проволоке… потом она не нужна..
1.Температурный коэффициент расширения пластика значительно отличается от значений этого параметра у бетона, стали, стеклопластиковой композитной арматуры (нейлон – шестикратно, полиамид – семи). При замерзании и нагреве готового фундамента, плиты перекрытия, железобетонного изделия, многочисленные с течением времени сжатия и расширения элементов в точке соединения арматуры, места соединенные пластиковым хомутом будут окружены микротрещинами.
2.Вязальная проволока, регламентируется по толщине и количество слоев, при вязке ответственных узлов, и подразумевается всегда стальная, с заведомо известными характеристиками. Пластиковые хомуты имеют широкий разбег как в номенклатуре (длина, ширина, тип замка), так и в материале начального полимера. Хомуты могут разорваться даже на этапе заливки бетона.
точно не запрещается. хомуты не дают возможности заработать наемной силе отсюда все противоречие и неприятие и идет. У себя всё собирал на хомуты в течении пяти лет — полет нормальный.
Зеленая долина 2 (Корнилово)
стяжки бывают из разных материалов. как правило черные очень хрупкие, а белые вполне себе эластичные
сильно длинные нафиг не нужны, если нормально подобрать можно и обойтись ими.
их главная задача не порваться до схватывания бетона, после этого уже арматура сама работает.
1500 стяжек при заливке порвалось с десяток наверное и то потому, что я не очень аккуратно «скакал» по заливаемой конструкции своей 90-килограммовой тушкой…
Назначение хомутов, сварки, спайки, скрутки и тд. — чтобы включить в совместную работу рядом расположенные элементы (в изгибаемых элементах обычно так).
Для сварки арматуры и их соединений есть специальные таблицы, где указано что и каким образом сваривать в зависимости от расположения, диаметров, есть ли накладки или это нахлесты и т.д.
Насколько я помню диаметры менее 10мм не допускается сваривать ручной сваркой, только контактной. Поэтому такую арматуру не можно, а нужно вязать, чтобы не ослабить сечение.
Чем вязать? Если это ответственная балка или перемычка — вяжем надежно, проволокой. Если соединение выполняется лишь для дистанцирования в конструкции, то вяжем хоть синей изолентой.
Температурный коэффициент расширения пластика значительно отличается от значений этого параметра у бетона, стали, стеклопластиковой композитной арматуры (нейлон – шестикратно, полиамид – семи). При замерзании и нагреве готового фундамента, плиты перекрытия, железобетонного изделия, многочисленные с течением времени сжатия и расширения элементов в точке соединения арматуры, места соединенные пластиковым хомутом будут окружены микротрещинами.
Получается по такой логике теплый пол в стяжке или плите противопоказан? У себя в фундаменте и перекрытии чередовал. Часть проволокой, часть стяжками, как бы в шахматном порядке. Лишь бы держалось во время заливки. В плите трубы теплого пола крепил стяжками. Хвосты стяжек разворачивал во время затяжки внутрь арматурного каркаса, чтобы они не торчали над бетоном.
….. При замерзании и нагреве готового фундамента, плиты перекрытия, железобетонного изделия, многочисленные с течением времени сжатия и расширения элементов в точке соединения арматуры, места соединенные пластиковым хомутом будут окружены микротрещинами …..
))))))))))))))))) это что за бред )))))))) пластик стал тверже бетона . … даешь пластиковые кувалды ))))))
Ребята, не надо заходить так далеко с выключенной думалкой.
….. При замерзании и нагреве готового фундамента, плиты перекрытия, железобетонного изделия, многочисленные с течением времени сжатия и расширения элементов в точке соединения арматуры, места соединенные пластиковым хомутом будут окружены микротрещинами ….. ))))))))))))))))) это что за бред )))))))) пластик стал тверже бетона . … даешь пластиковые кувалды )))))) Ребята, не надо заходить так далеко с выключенной думалкой.
да тут дело не в твердости. Тепловое расширение — такая штука… пузырек жидкости с непроницаемой оболочке при нагреве может порвать. Вместе с тем насчет микротрещин сомневаюсь, ну разве что совсем микро — линейное расширение хомута (поперек!) совсем небольшое. скорее «прогрызет» себе пространство и будет дальше расширяться свободно.
Вы че люди курите ))))) Не путаем пластик с жидкостью. Пластмасса хомута затвердевший бетон ни прикаких вселенских расширениях не подвинет. Там навечно впечатается и умрет от своих бесполезных расширений и сужений.
Как правильно вязать арматуру для фундамента?
Армирующий каркас внутри фундамента – это конструкция, которая работает на изгиб и на растяжение. Ведь сам бетон при таких нагрузках покрывается трещинами, а в конце просто раскалывается. Поэтому армокаркас – необходимая и неотъемлемая часть фундаментного основания.При этом соединение прутков между собой должно проводиться не сваркой, а вязанием проволокой.
Потому что при сварке под действием высокой температуры меняется кристаллическая решетка стали, что приводит к снижению прочности стыка. Поэтому вопрос, как правильно вязать арматуру для фундамента, сегодня стоит актуально для тех, кто своими руками пытается залить основание дома. Рассмотрим все процессы более подробно.
Используемые виды арматуры
До начала разбора темы, как правильно вязать арматуру для фундамента, надо разобраться с самой арматурой. Ведь сегодня рынок предлагает две ее разновидности:
Это обычная стальная.
Композитная.
Использовать обычную стальную все привыкли давно. Но что собой представляет вторая модель, чем она отличается от первой, и лучше ли она.
Стальная
Металлическая арматура – это шесть классов, которые друг от друга отличаются процентным содержанием легирующих добавок. И чем последних больше, тем выше класс, тем выше характеристики.
Сами по себе арматурные стержни – это прутки с гладкой или рифленой поверхностью. Первый класс – гладкий, остальные рифленые.
Рельефная структура – это увеличение площади сцепления арматуры с бетонным раствором. К тому же выступы выполняют функции сдерживающих бортов, когда арматурная конструкция начинает работать на растяжение.
Что касается выбора с учетом прочности арматурного прута, то для фундаментов обычно используется материал горячекатаный класса А III диаметром 10 — 18 мм.
Стержни с более высокими характеристиками и размерами слишком дороги, при этом выполняют те же функции при не самых больших нагрузках. А низшего класса арматура для фундаментов слабовата. Но надо добавить, что в армирующих каркасах даже гладкая арматура используется. Она не является основной, но для перемычек, раскосов, связок и прочих не нагружаемых узлов ее применяют.
При выборе необходимо обращать внимание на маркировку изделия, особенно на индексы. Вот только два из них:
«С» — это обозначение, что арматуру можно сваривать.
«К» — в сталь были внесены антикоррозийные добавки. Этот тип является самым дорогим, так что в частном домостроении не используется.
Что касается сварной арматуры, то она также не самый дешевый вариант. Поэтому для частников оптимальный вариант – вязка стальной проволокой. Что касается вопроса, какой проволокой вяжется армирующий каркас, то о ней будет разговор ниже.
Композитная
Эта разновидность является материалом относительно новым. В ее основе лежит пластик, куда добавляются наполняющие его компоненты: стекло, углерод, базальт.
Самой популярной является стеклопластиковая разновидность, потому что она просто дешевле двух других практически при тех же прочностных характеристиках.
Если говорить о технических характеристиках этого материала, то:
Прочность на растяжение у пластиковой арматуры 1000 МПа, у стальной 390.
Она легче металлической в 3,5 раза.
Сталь коррозирует, пластик нет.
Он не проводит электрический ток.
У него низкая теплопроводность.
Что касается отрицательных сторон, то:
Металлическая арматура по упругости лучше.
Пластик относится к категории слабо горючих материалов.
При нагреве он размягчается.
Связать арматуру стеклопластиковую можно только хомутами или проволокой, стальная может свариваться.
Сегодня еще не разработаны четкие рекомендации по технологии использования композитной арматуры, поэтому специалисты рекомендуют применять ее в фундаментах под легкие постройки. Под тяжелые лучше укладывать стальную.
Проволока
Для арматурных каркасов необходимо использовать проволоку, выпущенную по ГОСТу 3282-74, где обозначается, что этот материал классифицируется по нескольким позициям.
Способ обработки: необработанная или отожженная.
Точность обработки.
Сопротивление нагрузкам.
С защитным цинковым покрытием или без такового.
Диаметр изделия варьируется в диапазоне 0,16-10 мм. Она может иметь черный цвет или стальной. Так как нас интересует вязальная проволока, то есть, мягкая с большим циклом изгибания, то лучше выбирать отожженный вариант.
Кто — то может сказать, что оцинкованная проволока прослужит долго, и с этим никто спорить не будет. Но она дороже обычной, к тому же внутри затвердевшего бетона коррозийные процессы практически не происходят.
Для вязки армирующего каркаса для фундаментных конструкций используется проволока диаметром 1,2 — 1,4 мм, реже 1,8, если только диаметр арматурных прутьев выбран для каркаса самым большим (18 мм).
Сегодня на рынке появились бухты вязальной проволоки, которая подрезана по длине 80 — 180 мм, а на концах уже сделаны петли. То есть, это уже готовые отрезки под вязку. В одной бухте 1000 отрезков.
Ее преимущества и недостатки
Связка арматуры для фундамента в первую очередь определяется прочностными характеристиками основания. И это основное преимущество армирующего каркаса. Но с учетом вязания проволокой определяются и другие положительные стороны конструкции.
Соединение проволокой сохраняет объемную и линейную форму каркасной конструкции.
При этом место соединение не фиксируется прочно, как это получается со сваркой. Остается место балансированию арматурных стержней между собой, что очень важно при заливке, вибрировании и застывании бетонного раствора. То есть, соединение арматуры дает возможность смещаться на миллиметры в области вязки, принимая идеальное положение при возникающих нагрузках со стороны бетонной смеси.
Что касается недостатков, то они в основном касаются временных характеристик и трудоемкости самого процесса. То есть, сварить каркас быстрее, чем вязать его проволокой. И разница здесь существенная. Вязка арматурных каркасов фундамента – дело непростое. Здесь требуется знание способов и умение пользоваться специальным инструментом. Хотя, как показывает практика, несколько узлов уже дают необходимый опыт, который уменьшает и сложность вязки, и время, затрачиваемое на ее проведение.используют
Как вязать?
Существует несколько вариантов и схем, как вручную можно связать арматуру. По причине жесткости самой проволоки, пальцами вязание не провести. Поэтому для этого процесса были изобретены разные инструменты и приспособления. Вязка проводится крючком (самодельным или заводского исполнения), полуавтоматическим крючком инерционного действия, пистолетами. Мастера даже дрель приспособили для вязки. А в качестве вязального материала используют сегодня металлические скобы, хомуты или проволоку.
Инструменты
Обвязка арматурой фундамента требует сборки каркаса в единую конструкцию. Из всех обозначенных инструментов крючок используется давно, поэтому под него в свое время и придумывались схемы вязки. Поэтому в первую очередь рассмотрим, как надо пользоваться этим нехитрым инструментом.
Крючок
Сделать крючок для вязки арматуры своими руками – не проблема. Потому что он имеет разную форму изгиба и длину самого стержня.
Поэтому каждый мастер подгоняет эти параметры точно под себя, под удобство проведения работы. Необходимо добавить, что крючок – инструмент универсальный.
Им удобно работать и внутри траншеи, подбираясь под самые нижние решетки, и вне котлована. Самое главное – точно следовать схеме вязания. Обычно самодельный инструмент изготавливают из тонкой арматуры, сгибая ее в тисках. В качестве ручки используют пластиковый шланг или трубку, которую после вставления прута нагревают.
После остывания пластик обволакивает собою стержень, прочно сцепляясь в рифленую поверхность прута. Еще совсем недавно ручки изготавливались из древесины, некоторые мастера обматывали стержень изолентой. Вяжутся проволокой арматурные стержни с помощью крючка путем вращения последнего. При этом концы вращаем крючком по специальной схеме, о которой пойдет речь ниже.
Приспособление инерционного действия
Это все тот же крючок, только противоположным концом, вставленным в специальную рукоятку. В ней нарезана винтовая резьба, а внутри расположена пружина, отвечающая за возврат крючка в исходное положение.
Крюком концы проволоки цепляются, их надо тянуть приспособление от места соединения. Стержень начинает вращаться по спиральным пазам, вращаясь относительно своей оси. Так и происходит скрутка.
По сути, точно также действует инструмент с патроном. К примеру, шуруповерт. То есть, крючок можно вставить в патрон шуруповерта и включить последний. Вращательное движение создаст скрутку проволоки. Этот способ нередко используют мастера.
Пистолет
Этот прибор относится к категории специальных инструментов, потому что предназначается только для одного действия. В конструкцию этого электроинструмента вставляются катушки с проволокой (они сменные).
То есть, сам прибор выталкивает проволоку, и сам ее вяжет по определенной схеме. Удобно, быстро, качественно, но дорого в плане цены пистолета.
Единственный его минус – требуется электроэнергия или для прямого подключения, или для подзарядки аккумуляторов.
Способы и схемы
Связывать каркас для фундамента вручную непросто, как может показаться на первый взгляд. Дело это трудоемкое, требующее немало времени. Но среди всех схем есть несложные варианты. Вот один из них.
От проволочной бухты отрезается кусок длиною 25 — 30 см.
Он складывается пополам.
Обматывается вокруг места стыка двух стержней.
Крючком захватывается петля, которую надо вращать.
В скрутку через два оборота добавляется один конец проволоки.
Через еще два оборота второй.
Проводится полная скрутка.
Инструмент для вязки арматуры по этой схеме – крючок – должен вращаться до тех пор, пока обвязка проволокой не станет плотной. Но и перекручивать не стоит, ослабнет сам проволочный материал.
С помощью одной петли можно скручивать и по другим схемам. То есть, это самый простой вариант. К тому же применение крючков дает возможность отойти от сложных схем, которые применяются чаще всего в крупно — монтажном строительстве. Для частного домостроя подойдут и простые вариант вязки. Конечно, проще будет совсем, если использовать готовые отрезки с двумя петлями на концах. Просто им обматывается место стыка, две петли надеваются на крючок, который начинают вращать.
Варианты для разных фундаментов
Проще всего вязать армокаркас для плитного фундамента. По сути, это решетка из продольных и поперечных стержней, расстояние между которыми определяется нагрузками. Чаще это ячейки 20 х 20 или 30 х 30 см. Для такой конструкции используется вязка с одной петлей.
То же самое можно сказать и о каркасе для ленточного фундамента, потому что его конструкция – это несколько решеток, соединенных поперечными короткими прутками. Но в вязке арматуры ленточного фундамента есть один тонкий момент – это стыковка углов конструкции. Здесь очень важно равномерно распределить точки соединения по всей длине согнутых и сопряженных стержней, которые и создают углы армокаркаса.
Видео
Видео про то, как быстро научиться вязать.
Технологии сооружения конструкции каркаса ростверка ничем не отличается от ленточной. Здесь те же схемы и способы вязки конструкций из арматуры. Что касается каркаса для столбчатого фундамента, то надо учитывать тот момент, что сам каркас в этих сооружениях представляет вертикальную конструкцию с вертикально установленными основными стержнями, которые между собой соединяются прутками меньшего диаметра.
Это, если каркас имеет прямоугольное сечение. Поэтому здесь проводится точно такая же вязка, как и в плитных или ленточных основаниях. Если сечение круглое, то продольные прутки – это один стержень, свернутый в окружность. Его и привязывают к вертикальным элементам в определенных местах каркаса с учетом шага установки.
Заключение
Процесс армирования фундамента сопряжен с несколькими операциями, от которых зависит качество конечного результата. И здесь вязка арматуры играет немаловажную роль. Основные ее способы связаны с несложными схемами, чаще однопетлевыми. Поэтому с этим процессом может справиться любой человек. Просто надо время и немного опыта.