Бpиллиaнт - дpaгoцeнный kameнь бoгaтcтвa и pockoши
Elton-zoloto.ru

Драгоценные металлы

Бpиллиaнт – дpaгoцeнный kameнь бoгaтcтвa и pockoши

Особенности выбора украшений с натуральным рубином

У этого самоцвета стойкая репутация царственного камня и символа державного величия. Им украшены короны и одеяние монархов. Самые известные изделия с рубином – шапка Мономаха, тиара британской королевы Елизаветы и звезды Кремля. Подбор украшений с ним – наука, но камушек того стоит.

Выбор по индивидуальным параметрам

Рынок предлагает ювелирные изделия на любой вкус, принять правильное решение сложно. Результат определяется несколькими факторами.

Возраст

Для драгоценностей с рубином действует правило – чем старше владелица, тем массивнее камень и солиднее оформление. Молодёжи лучше остановиться на изящных моделях с небольшими камушками. Массивные изделия с большими самоцветами уместны, если это часть вечернего лука или предусмотрены статусом мероприятия. В обычной жизни такой дизайн считается вызывающим и неуместным.

Женщинам до 45 подходит диапазон средних габаритов. Любое крупное украшение – атрибут более зрелых дам. Особенно хороши перстни с крупным камнем в солидной оправе. Форма камушка и оправы предпочтительна правильная, классическая, без абстракций или асимметрии.

Внешность

Украшения с рубином не универсальны, подходят не всем. Ярким светлокожим брюнеткам подойдёт насыщенный камень, обрамленный золотом.

Пепельным блондинкам подойдёт только светлый кристалл в серебре, золотистым – камень средней тональности в золоте. Смуглые шатенки выбирают любые драгоценности.

Яркие рубиновые украшения не подходят:

  • Рыжеволосым, поскольку два таких «пятна» не сдружатся;
  • Голубоглазым блондинкам и русоволосым – их нежный облик померкнет на горячем фоне камня;
  • Любительницам загара – тёмная кожа и пурпурный яхонт сочетаются плохо.

Камни в белой оправе хорошо смотрятся на дамах летнего типа. Зимним подойдёт розовое, жёлтое или красное золото.

Мужские

Ассортимент по сравнению с дамским беднее, однако украсить себя может и сильный пол. Массивный широкий перстень с приглушённым камнем прямоугольной формы или браслет такого же стиля – солидные мужские атрибуты. Зажим для галстука с мерцающими камушками внесёт нотку роскоши в деловой костюм. Письменный прибор на столе, инкрустированный драгоценными самоцветами, даст понять, что хозяин не только обеспеченный человек. Его эстетический вкус тоже на уровне.

Сочетание с одеждой

Рубин слишком ярок, чтобы быть универсальным, поэтому гардероб подбирают придирчиво, в зависимости от повода и времени суток:

  • Для светского раута или особого случая подойдёт диадема и колечко с камешками одинакового оттенка.
  • Крупными сверкающими камнями уместно украсить роскошное вечернее платье.
  • Днём выбирают вариант поскромнее – мелкие камешки в серебре или белом золоте под классическое приталенное платье.
  • Таковы, например, розовые, сиреневые, приглушённо-красные индийские рубины.
  • Пёстрое летнее платье уравновесит монохромный браслет со звеньями-рубинами.
  • Обычную свадебную церемонию сделают королевской украшения с рубинами – диадема невесты плюс такой же зажим для галстука у жениха.
  • Лучше не надевать украшение с ярким самоцветом к зимней или спортивной одежде, обуви на массивной или «тракторной» подошве.

Оттенок камня может быть одного тона с вещью или контрастного. Но на слишком красном наряде драгоценный самоцвет рискует потеряться.

Благородный рубин обязывает создавать соответствующий ему, статусный образ.

  1. Кольцо, дополненное серёжками или браслетом из рубина, сделает облик премиальным. Однако больше двух драгоценностей в одном наряде – это перебор.
  2. Комплектуют только изделия из аналогичного материала оправы – золотые серьги и серебряное кольцо сочетаются сложно. Даже золото разных цветов требует осторожности.

Невысоким девушкам лучше отказаться от массивных вариантов и крупных камней.

Оправа

Обрамление для минерала высшего класса нужно соответствующее. Чаще это белое, розовое или красное золото, в элитных моделях – платина.

Сейчас модно сочетать разные материалы и виды камней в одном изделии. Но нужна продуманность, иначе даже великолепные кристаллы будут выглядеть претенциозно и вульгарно.

  1. Красный камень тёмных оттенков на фоне белого золота выглядит ещё ярче, горячее, создавая ослепительный контраст.
  2. Со светлым кристаллом гармонично и сбалансированно сочетается жёлтое золото.
  3. Если хочется, чтобы внимание обратили на камушек, выбирают скромную серебряную оправу. Она для рубина лишь оформление, а не конкурент, как золото. Это хороший офисный вариант.

Таким образом, стиль и материал оправы украшений делают хозяйку гламурной или деловито-неприступной. А также рекомендуем ознакомиться — как отличить натуральный рубин?

Сочетаемость с другими самоцветами

Пылающий яхонт прекрасно оттеняют прозрачные камушки. Идеальным признан дуэт с бриллиантами или белоснежным высокосортным жемчугом.

Бриллиант и рубин в одном изделии – высшая роскошь, доступная избранным. Чаще это яркий тёмный камень в окружении россыпи мелких бриллиантов. Подобные украшения убедительнее всего говорят о статусе и финансовом благополучии владельца. Допустимо сочетание с авантюрином, хризолитом, хризопразом.

Рубин не терпит соседства малахита, оникса, обсидиана. Драгоценности с такими камушками и рубинами одновременно лучше не надевать.

Стоимость

Цена украшения определяется поровну качеством камня и материалом оправы. В премиум-сегменте – натуральные рубины, бриллианты, золото – порядок цифр следующий:

  • серьги – 75 900 р.;
  • подвеска – 57 900 р.;
  • кольцо – 38 800 р.

В бюджетном варианте натуральная только оправа – серебро 925 пробы, золото 585 пробы. Вставки искусственные – гидротермальные рубины, фианиты. Цены стартуют со следующих позиций:

  • серьги – 2 390 р.;
  • подвеска – 950–1 200 р.;
  • кольцо – 3 990 р.

Как видим, цены разных сегментов российского рынка отличаются на порядок, делая украшения более доступными.

Есть недорогие зарубежные образцы. Например, индийские рубины на рынках этой страны реализуют по доллару или дешевле за карат. Браслет из таких камней стоит около 30 $.

Яхонтовая магия

Пламенный рубин – средство номер один для реанимации угасших чувств. Чтобы магия сработала, достаточно надеть кольцо или подвеску. Однако камушек силен энергетически, поэтому при постоянном ношении может спровоцировать перевозбуждение.

Для достижения конкретных целей драгоценности носят на разных участках тела в разном сочетании:

  • привлечение любви, улучшение общего состояния – серьги плюс кольцо либо серьги и кулон;
  • сердце – ожерелье или подвеска;
  • нормализация пульса – браслет;
  • развитие таланта, решение поставленной задачи – серебряные кольца на разных пальцах (можно усилить браслетом).

40-летие совместной жизни – это рубиновая свадьба. Супруги одаривают друг друга или получают в подарок от родных украшения с драгоценным камнем в золоте.

Зодиакальный камень

Астрологи утверждают, что великолепный рубин добавит уверенности застенчивым, неуверенным в себе людям. В первую очередь — это знаки Зодиака Козерог, Лев, Овен, Скорпион, Рак. Чтобы носить любимые камушки постоянно, они выбирают скромные серьги, подвеску или колечко с некрупными экземплярами.

Заключение

Любое украшение с натуральным камнем радует и восхищает. Можно выбрать вариант на каждый день или по особому случаю. Изысканное обаяние камушка в серебре или аристократический отблеск в платине одинаково привлекательны. Традиционный ювелирный ассортимент обогащают роскошные подсвечники, настольные часы, шкатулки, инкрустированные самоцветами. Многие оценили значение таких драгоценностей, как надёжной инвестиции. Кроме того, владельцу гарантирован хороший настрой на каждый день от созерцания рубинового великолепия.

История загадочного бриллианта Великий Могол

Алмаз Могол несколько веков будоражит умы историков, ювелиров, искателей сокровищ и коллекционеров. История появления сокровища вполне прозаична, но его дальнейшая судьба полна трагических событий. Уникальная драгоценность поссорила между собой самых близких родственников. За ней тянется шлейф предательств, шантажа и кровавых противостояний. Загадочное исчезновение камня породило большое количество гипотез и догадок. Некоторые специалисты подвергают сомнению сам факт его существования, несмотря на задокументированные сведения современников.

История происхождения бриллианта

Уникальный алмаз был найден в 1640 г. (по другой гипотезе в 1650 г.) на юге Индии, в копях Колур на побережье реки Кришна (Кистна) в Голконде. Так называется древняя индийская крепость, которая была столицей одноименного султаната в XVI-XVII столетиях. Она окружена рядами многокилометровых стен и выглядит неприступной. Хотя на языке телугу (дравидийский язык, распространенный на юге полуострова Индостан) ее название переводится как холм пастухов, оно давно ассоциируется с огромными богатствами и роскошью.

Здесь были обнаружены многие крупные и знаменитые драгоценные кристаллы. Именно из древней индийской крепости распространились по миру уникальные бриллианты Кох-и-Нур (Гора света), Черный Орлов, Орлов, Шах и Регент. Еще в 1298 г. широко известный путешественник Марко Поло был поражен количеством больших и редких алмазов, которые буквально валялись под ногами среди гальки после сезона дождей. До XVIII столетия основная добыча алмазов велась в Индии, преимущественно в Голконде.


Необработанный камень Великий Могол весил 787,5 карата (в индийских весовых единицах — 900 рати). Он был величиной с мячик для игры в настольный теннис. Вес находки был настолько внушительным, что позволял считать алмаз самым крупным в Индии.

Первые владельцы драгоценности

Необычная находка сразу была оценена по достоинству и заняла почетное место в сокровищнице раджи Голконды. Однако его казначей Миргимола, руководствуясь чувством мести за нанесенную обиду, выкрал камень и передал его падишаху Империи Великих Моголов Шаху Джахану I. По другой гипотезе Миргимола, владелец нескольких лавочек по продаже самоцветов, сам являлся собственником драгоценности и преподнес ее в дар падишаху. Казначей хотел добиться расположения владыки и убедить его покарать раджу Голконды.

Читать еще:  Kak пpaвильнo yхaживaть зa жemчyгom в дomaшних ycлoвиях?

Император Шах Джахан I прославился благодаря постройке мавзолея-мечети Тадж-Махал для своей нежно любимой супруги Мумтаз-Махал. Падишах хорошо разбирался в драгоценных камнях и владел ювелирным искусством. Он сам нередко занимался огранкой самоцветов в часы досуга. Название «Великий Могол» бриллиант получил в честь Шаха Джахана I.

В 1658 год. у алмаза появляется новый владелец — третий сын Шаха Джахана I Аурангзеб. Новый падишах расчистил себе дорогу к трону, убив родных братьев — конкурентов и их детей. Своего отца он заточил в Красном Форте (Лал-Кила) в Дели.

Известные описания сокровища

Падишах Аурангзеб продемонстрировал Великий Могол французскому путешественнику, ювелиру и торговцу драгоценными самоцветами Жану-Батисту Тавернье. Известна точная дата события — 1 ноября 1665 г. В этот день Тавернье пришел попрощаться с властителем Индии перед возвращением на родину. Падишах Аурангзеб решил показать гостю перед расставанием свои сокровища.

Жан-Батист Тавернье с 1631 по 1638 гг. 6 раз путешествовал по Индии. Ему удалось посетить знаменитые копи в древней крепости. Он заработал себе целое состояние на продаже самоцветов. Предприимчивый путешественник был поставщиком бриллиантов для двора французского короля Людовика XIV.

Именно Жану-Батисту Тавернье принадлежит первое известное описание прекрасного алмаза. Француз подтверждал, что видел уникальную драгоценность собственными глазами в сокровищнице Аурангзеба в Агре, столице Индийского государства.

В своих путевых записках об Индии Ж. Б. Тавернье упомянул о редком алмазе, формой напоминавшем разрезанное пополам куриное яйцо. У него был легкий голубоватый оттенок. Знаток ювелирного дела даже зарисовал сокровище и указал его вес (279 карат). Великий Могол был огранен высокой и не очень симметричной розой. Такая обработка является типичной для Индии. Опытный ювелир также заметил в камне дефекты — небольшую трещинку на нижней грани и внутренние изъяны (2 крохотные темные точки). Кроме заметок Жана-Батиста Тавернье, других источников периода правления династии Великих Моголов с информацией об уникальной драгоценности не сохранилось.

Французский писатель и философ Дени Дидро описывает бриллиант в своем труде «Энциклопедия или Толковый словарь наук, искусства и ремесел», который выходил с 1751 по 1780 гг. Желая придать изданию научный вес и авторитет, Дени Дидро привлекал к его написанию крупнейших специалистов в разных областях знаний. В книге имеется зарисовка бриллианта. Он изображен в виде конусоподобной розы с заостренным верхом. На чем основывались убеждения специалистов, описавших алмаз, неизвестно.

История огранки камня

В своих записях Жан-Батист Тавернье рассказывает историю происхождения находки и упоминает о факте ее передачи Миргимолой падишаху Империи Великих Моголов Шаху Джахану I. Французу принадлежат слова о первоначальном весе необработанного сокровища.

Он рассказывает о том, как был впервые обработан алмаз. Аурангзеб доверил огранку венецианскому специалисту Гортензио Боргису. В результате его не совсем умелых действий Великий Могол потерял большую часть своей массы (почти 500 карат) и обзавелся дефектом. Работа ювелира привела падишаха в ярость. Он не только не дал иностранцу вознаграждения, но даже отнял аванс 10000 рупий. Судя по астрономической сумме аванса, венецианскому мастеру была обещана огромная оплата. Однако даже после огранки Великий Могол являлся самым большим бриллиантом до начала XIX в.

Исчезновение Великого Могола

Несмотря на высокий интерес к сокровищу многих исследователей и искателей древних сокровищ, их многолетние усилия не увенчались успехом. Найти след бриллианта так никому и не удалось. Некоторые исследователи и знатоки ювелирного искусства имеют основания утверждать, что он находился в сокровищнице Великих Моголов до 1739 г. После успешного завоевания их столицы Дели властителем Персии Надир-шахом Афшаром Индия была заполнена персидскими войсками. Чтобы вывезти награбленное из одного только города Дели, персам понадобилось огромное количество обозов. Они присвоили себе богатейшую и уникальную сокровищницу Великих Моголов. Вместе с другими сокровищами, как полагают историки, был вывезен и легендарный алмаз. Считается, что владыка Персии владел камнем до самой своей смерти в 1747 г. Он дорожил им и постоянно носил с собой. Об этом свидетельствуют персидские хроники. После убийства Надир-шаха одним из его военачальников Салех-беем следы Великого Могола теряются.

Самые дорогие ювелирные украшения в мире

Алмазы, рубины, изумруды и другие драгоценные камни являются бессмертными символами богатства и роскоши. Им приписывают магические свойства, передают из поколения в поколение, а сильные мира сего даже собирают целые коллекции из ювелирных изделий с драгоценными камнями, стоимость которых достигает астрономических сумм.

Вы когда-нибудь задавались вопросом, как выглядят самые дорогие ювелирные изделия в мире? Что ж, мы рады будем ответить на него.

10. Часы-браслет «201 карат»

Показывают время за 25 млн. долларов.

Представьте себе картину: вы идете по улице, посторонний человек спрашивает: «Не подскажете, который час?» Вы небрежным жестом сдвигаете рукав одежды и обнажаете запястье, на котором… часы, изготовленные из 874 бриллиантов!

Часы-браслет Chopard’s 201 carat — шедевр не только хронометража, но и ювелирного искусства. Благодаря красочному скоплению алмазов на этом элегантном ювелирном изделии его цена составляет 25 миллионов долларов. Оно входит в десятку самых дорогих наручных часов в мире.

Но, в отличие от других супер-дорогих наручных часов, Chopard’s 201 carat можно носить исключительно как браслет. Его циферблат не будет виден, пока специальный механизм не раскроет три крупных бриллианта в центре браслета.

9. Ожерелье Хаттон-Мдивани

Оценено в 27,4 млн. долларов.

Одно из самых знаменитых и дорогих украшений в мире состоит из 27 нефритовых бусин диаметром 15 мм, с застежкой из 18-каратного желтого золота, рубинов и алмазов.

Самой известной его владелицей была американка Барбара Хаттон, получила ожерелье от своего отца в качестве подарка на свадьбу с грузинским князем Алексисом Мдивани в 1933 году. Уже спустя два года брак распался, но ожерелье долгое время оставалось в семье Мдивани.

Нина Мдивани, жена сына Конан-Дойля, не рассталась с ожерельем даже в самую тяжелую для себя пору. Но после ее смерти нефритовое ожерелье все-таки было продано за 2 миллиона долларов. С тех пор оно перепродавалось еще дважды, пока не попало к ювелирному дому Cartier, где и находится по сей день.

8. Голубая луна Жозефины

Бриллиант стоит 48,4 млн. долларов.

В 2015 году гонконгский миллиардер Джозеф Лау приобрел бриллиант восхитительно-синего цвета для своей дочери, в честь которой он и получил свое название.

Алмаз, позже ставший «Голубой луной Жозефины», был обнаружен в 2014 году в одной из шахт Южной Африки. Без огранки он весил 29,6 карата, а после обработки сильно «похудел» и стал весить 12,03 карата.

Вместе с «Голубой луной» дочь Джозефа Лау, Жозефина, стала обладательницей еще одного драгоценного камня – розового бриллианта стоимостью 28,5 млн. долларов. Он был назван незатейливо – «Милая Жозефина». Что тут скажешь, повезло девочке.

7. Розовый Графф

Одно из самых дорогих колец в мире стоимостью 46,2 млн. долларов.

Это кольцо, в которое вделан почти 25-каратный розовый бриллиант, когда-то принадлежало нью-йоркскому ювелиру Гари Уинстону. Около 60 лет он хранил его в своей частной коллекции.

Когда редкий розовый бриллиант появился на аукционе Sotheby’s в 2010 году, никто не ожидал, что он будет продан за 46,2 миллиона долларов. Кольцо оценивалось не более чем в 38 миллионов долларов. Однако новый владелец — миллиардер Лоренс Графф – выложил невероятную сумму за право назвать эту драгоценную вещь своим именем.

6. Ожерелье «Несравненное»

Можно приобрести за 55 млн. долларов.

В 2013 году ливанский ювелирный бренд Mouawad представил ожерелье «Несравненное» (L’Incomparable), выполненное из бриллиантов общим весом 637 карат. В его центре находится самый большой из ныне известных желтых бриллиантов, он весит 407,48 карата.

По легенде, желтый драгоценный камень нашла маленькая жительница Конго в груде обычных камней. До огранки он весил 890 карат.

5. Голубой Оппенгеймер

Был продан аукционным домом Christie`s за 57, 5 млн. долларов.

Одна из самых дорогих драгоценностей в мире весит 14,62 карата.

Большая часть истории «Голубого Оппенгеймера» покрыта завесой тайны, за исключением того факта, что добыли его где-то в Южной Африке, вероятно, в начале 20-го века.

Алмаз был вручен сэру Филиппу Оппенгеймеру, чья семья долгое время контролировала компанию De Beers. Он приобрел камень в качестве подарка для своей жены, хотя подробности о том, когда это произошло, и сколько стоило, не известны.

В 2016 году аукционный дом Christie’s выставил знаменитый голубой бриллиант прямоугольной огранки на торги. Потребовалось всего 25 минут, чтобы его приобрел покупатель, пожелавший остаться неизвестным.

4. Розовая звезда

Этот бриллиант стоит 71,2 млн. долларов.

До того, как стать роскошным ювелирным украшением массой 59,6 карата Pink Star был необработанным алмазом весом 132,5 карата. Он был добыт работниками международной корпорации De Beers в 1999 году в Южной Африке.

После 20 месяцев работы лучших ювелиров фирмы Steinmetz Diamonds, «Розовая звезда» приобрела свою текущую форму. А в 2017 году она была продана на аукционе Sotheby’s за $ 71,2 млн. Покупателем стала гонконгская ювелирная компания Chow Tai Fook, которая переименовала бриллиант в свою честь — CTF Pink.

Читать еще:  Чem kyльтивиpoвaнный жemчyг oтличaeтcя oт нaтypaльнoгo?

3. Бриллиантовый павлин

Цена драгоценности – 100 млн. долларов.

Сложно представить, что это небольшое 10-сантиметровое украшение – одна из самых дорогих вещей в мире. Изготовлено оно ювелирной компанией Graff Diamonds, которая создает предметы роскоши столь же красивые, сколь и дорогостоящие.

Брошь, в форме павлина с раскрытым хвостом, содержит более 1300 белых, желтых, голубых и оранжевых алмазов. Их общая масса достигает 120.81 карата. На кончике каждого пера находится белый бриллиант в форме бутона цветка.

Очень редкий, темно-синий грушевидный алмаз помещен в центре броши, и его масса достигает 20.02 карата. Его можно снять с броши и носить как кулон.

2. Колье «Цветущее Наследие»

Стоимость Heritage in Bloom – 200 млн. долларов.

Самое дорогое бриллиантовое колье в мире было создано китайским ювелиром Уоллесом Чаном и сочетает в себе черты восточной и западной культур. Оно имеет сложнейшую конструкцию из сотен деталей, и часть из них объединяет «общий предок» — они были созданы из алмаза Cullinan Heritage («Наследие Куллинана») весом 507,55 карата.

В центре колье находится чистейший бриллиант массой 104 карата (тоже часть «Наследия Куллинана»), а всего на создание этого триумфа богатства и красоты ушло 598 розовых бриллиантов, 10953 небольших белых бриллиантов и 24 крупных бриллианта. Также Чан использовал зеленый жадеит и сотни бусин из белого нефрита, в которые были инкрустированы бриллианты. А поскольку вес тысяч камней выдержать нелегко, каркас «Цветущего наследия» выполнен из облегченного титана.

1. Алмаз Хоупа

Стоимость самого дорогого ювелирного украшения в мире — 250 млн. долларов.

«Проклятый камень», «голубой француз», «левый глаз бога Рамы», «камень богини Ситы», как только не называли этот знаменитый ограненный алмаз. Его масса составляет 45,52 карата, что делает этот драгоценный камень одним из самых больших алмазов в мире. Эксперты считают, что его необычный сапфирово-синий цвет объясняется присутствием небольшого количества атомов бора.

Перед тем как камень превратился в алмаз Хоупа он был даже больше, чем сейчас. Считается, что его добыли в одной из шахт Голконды в Южной Индии. В 1666 году он был куплен французским торговцем драгоценностями по имени Жан-Батист Тавернье и назван Голубым алмазом Тавернье. Через некоторое время камень был разделен на несколько частей.

  • Один из небольших камней был вправлен в перстень русской императрицы Марии Фёдоровны и ныне находится в Алмазном фонде.
  • Другой – «голубой француз» массой 69 карат – был продан королю Людовику XIV, долгое время входил в число сокровищ французской короны, а после Великой французской революции ушел с молотка, после чего следы его потерялись. Предположительно, переограненный камень каким-то образом заполучил английский аристократ Генри Хоуп.

Казалось, что не только люди, но и злые силы проявляли повышенный интерес к голубому бриллианту.

  • Вор, пытавшийся украсть его с изваяния Ситы, по легенде, умер от поразившей его молнии.
  • В одном из своих путешествий Тавернье неожиданно заболел и умер в Москве, по пути из Копенгагена в Персию.
  • В 1715 году Людовик XIV, часто носивший камень, показал его послу персидского шаха, чтобы продемонстрировать полную безопасность драгоценности. В том же году король Франции умер.
  • А вот Людовик XV избежал проклятия, приказав держать камень в сундуке.
  • Мария-Антуанетта, носившая бриллиант, была казнена на гильотине, как и ее муж – французский король Людовик XVI.

Это лишь самые знаменитые примеры, ведь у «голубого француза» было множество владельцев.

В настоящее время голубой бриллиант является одной из звезд экспозиции Национального музея естественной истории Смитсоновского института в США.

Как попали в Зимний дворец сокровища, имеющие мировое значение?

Камея Гонзага

В высоту экспонат не более 16 см. Однако увидеть его приезжают почитатели прекрасного и ценители камней со всего света. Речь о камее Гонзага – самой знаменитой в мире.

У нее фантастическая история. Изготовленная в III в. до н. э. неизвестным мастером из Александрии, впервые она упомянута в 1542 г. в описании собрания герцогов Гонзага. Затем камея находилась в собственности Габсбургов, шведской короны, в Ватикане – библиотеке папы Пия VI – где ее и конфисковали оккупировавшие Рим французы. Таким образом шедевр оказался в руках жены Наполеона Жозефины Богарне. В 1814 году, вступив с войсками во Францию, Александр I нанес Жозефине визит и позаботился о ее безопасности. Растроганная дама в знак благодарности подарила драгоценность русскому монарху, а тот передал ее в Эрмитаж.

Так как никаких надписей и атрибутов на камее нет, в разные времена на ней видели изображение разных императоров. А уже в XX веке установили, что это парадный парный портрет египетских царей – супругов, являвшихся одновременно братом и сестрой.

Особенность камеи в том, что сардоникс (разновидность агата), из которого она сделана, состоит из разноцветных слоев – от молочно-белого до темного. Верхний, использованный для изображения шлема, отполирован, например, до такой степени, что похож на металл. Сложно представить, сколько времени ушло на изготовление, ведь агат тверже стали. «Я считаю, что среди гемм с парными портретами эта – прекраснейшая в Европе», – писал о камее молодой Рубенс.

Бриллиантовая кладовая

В 1900 году на Всемирной выставке в Париже петербургский ювелир Карл Фаберже был признан лучшим в мире, удостоен Золотой медали и ордена Почетного легиона. Эрмитаж обладает работой, которая принесла ему заслуженные награды.

Это миниатюрная копия императорских регалий из четырех предметов. Мастер в точности воспроизвел Большую корону, державу и скипетр, в XVIII веке изготовленные для коронации Екатерины II, и Малую корону, созданную к бракосочетанию Александра I и Елизаветы. Все предметы выполнены в десятикратном уменьшении от оригинала и установлены на куске розового кварцита, вырезанного в виде колонны и украшенного серебряной гирляндой. На изготовление копии символов власти ювелир получил специальное разрешение Двора.

Количество драгоценных камней поражает. Большую корону украшают 1 083 бриллианта и 2 458 алмазов, малую – 180, державу – 64 бриллианта. И если в настоящем екатерининском скипетре сиял исторический алмаз «Орлов» весом 194,8 карата с необычной огранкой в виде индийской розы, то в уменьшенную копию вставлен бриллиант весом три карата, точно повторяющий грани «Орлова».

Кстати, копии царских регалий – только малая часть особо охраняемой коллекции. «Бриллиантовая кладовая» в Эрмитаже является настоящей галереей драгоценностей. Сегодня это одно из крупнейших собраний ювелирного искусства.

Малахитовый зал

Это единственный в мире образец оформления малахитом целого жилого помещения. Гостиную создал художник и академик Александр Брюллов (старший брат Карла Брюллова. – Ред.).

Колонны, камины и вазы облицованы в технике русской мозаики – малахитовые пластины толщиной несколько миллиметров накладывали на покрытую горячей мастикой форму из дерева. Узор разный – от «ленточного» на колоннах, до «мятого бархата». Особенно нарядный вид интерьеру придает сочетание ярко-зеленого камня с обильной позолотой и насыщенным малиновым тоном драпировок.

В центре уникальный экспонат – малахитовая ваза, пережившая страшный пожар 1837 года. Кстати, именно последствия разбушевавшейся стихии невольно способствовали созданию зала. В 1835-м на уральских рудниках Демидовых обнаружили большое месторождение малахита. После пожара в Зимнем промышленники пожертвовали свыше двух тонн самоцветов на восстановление дворца. Этот роскошный подарок и натолкнул архитектора на мысль создать Малахитовую гостиную. У зала был особый статус: на «пограничном» пространстве, между парадными анфиладами и личными покоями, собирались перед церемониями и шествиями члены императорской семьи.

В 1917-м в этих стенах работал Керенский, а с июня по октябрь заседало Временное правительство. Здесь присутствовали министры в знаковую ночь с 24 на 25 октября. От залпа «Авроры» в Малахитовой гостиной треснуло стекло, члены правительства перешли в комнату рядом, где их и арестовали.

Сервиз с зеленой лягушкой

Легендарным является и столовый сервиз с зеленой лягушкой. В Эрмитаже он появился благодаря Северной войне. По ее итогам Россия получила земли, именуемые «Кикерики», что по-фински означает «лягушачье болото».

Вскоре по приказу Екатерины II здесь начали возводить Кекерекексиненский дворец. Еще при закладке фундамента Екатерина II заказала в Англии столовый сервиз с изображением лягушки. Исполнителем выбрали компанию «Веджвуд и сыновья» – популярную на тот момент в Европе. Летом 1774 г. работа была закончена. Посуда обошлась казне в 14 600 рублей – по тем временам гигантская сумма. Для сравнения: архитектор Иван Старов за строительство Таврического дворца получил 9 600 рублей.

Чем же так примечателен сервиз Екатерины? С точки зрения современного обывателя пышностью и изысками он не отличается. Посуда выдержана в теплых тонах: оливково-коричневая роспись, изображения парков и дворцов и везде небольшая зеленая лягушка. Однако масштабы сервиза поражают даже по мировым меркам.

В нем 994 предмета, и рассчитан он на 52 персоны. Основную массу составляли тарелки всех размеров, множество супниц, салатниц, большие блюда для дичи, овальные – для фруктов и овощей, мелкие соусники всех мастей. Так как предполагалась десертная сервировка, набор включал еще и креманки, вазочки для фруктов и желе, бутылочные и рюмочные передачи, мороженицы.

Читать еще:  Особенности и оттенки пробы золота 385

Кстати, последние представляли довольно сложную конструкцию из четырех фрагментов: сама форма, глубокая часть под мороженое, отдел для льда и крышка. Фарфор украшали английские пейзажи, причем каждый сюжет был уникален и не повторялся – всего использовали более 1 000 различных изображений. В росписи сервиза приняли участие около 30 художников, каждый из которых отвечал за свою часть декора. А вот всех лягушек рисовал один мастер.

Сегодня в Эрмитаже хранится бóльшая часть английского сервиза, отдельными экземплярами обладают также Петергоф и Коттедж. До наших дней удалось сохранить 700 предметов.

Бpиллиaнт – дpaгoцeнный kameнь бoгaтcтвa и pockoши

Великие тайны золота, денег и драгоценностей. 100 историй о секретах мира богатства

Несколько слов от автора

Книга эта — не справочник «по богатству», не энциклопедия по драгоценным металлам, монетам, банкнотам и самоцветам. Хотя здесь вы, дорогие читатели, найдете множество интересных и неизвестных дотоле фактов, сведений и даже статистических выкладок.

Кто и когда нашел самый большой золотой самородок? Когда в России начали разрабатывать собственные драгоценные металлы? Какой бриллиант самый большой в мире, а какой самый маленький? Почему самоцветы бывают синими, зелеными и даже черными? На все эти вопросы вы получите ответы.

Но главное, вы узнаете о множестве невероятных и захватывающих историй и приключений. Только связаны все эти события (то мистические, то смешные, а то и трагические) будут с миром золота, серебра, денег, драгоценностей и ювелирных изделий. Конечно, обо всем не расскажешь, ведь наша цивилизация тысячелетиями строилась на золоте и драгоценностях. Но то, что вы прочтете, — самое-самое: интересное, волнующее, поразительное, таинственное.

Оказывается, события и страсти, бушующие в «драгоценном мире», часто куда ярче и сильней, чем в любом приключенческом романе. Иногда их сюжеты и время существования подтверждены историками. Иногда события сохранились только в виде мифов или преданий, старинных легенд или купеческих сказов, прошедших сквозь века. Ведь мир золота и драгоценностей не только мир наживы, но и мир секретных мистических знаний. Да и сами золото-серебро-драгоценности не всегда имели только материальную стоимость. Золото ценилось как металл богов, символ солнечной силы. Серебро — как металл лунной удачи. Сапфиры воспринимались камнями небесного владычества, а изумруды — самоцветами бессмертия. Да и перстни, ожерелья, подвески существовали разные — и талисманы удачи, и хранители-обереги, и колдовские атрибуты, и символы смерти. На драгоценных камнях лежали заклятия, с ними были связаны пророчества и предсказания, иногда и того хуже — они несли в себе проклятие, убивающее очередного владельца.

Мир драгоценностей всегда был полон тайн и секретов, подвластных только посвященным. Но эти тайны, легенды и удивительные истории надо знать и обычному человеку — чтобы самому успешно ориентироваться в мире богатства и красоты самоцветов. Чтобы не просто любоваться этим притягательным миром, а стать в нем СВОИМ — понять его законы и научиться пользоваться его благами.

Словом, это книга, конечно, историческая — то есть написанная на основании реальных событий. Но она же и мистическая в некотором роде — ибо, прочтя эти истории, вы поймете о мире богатств и драгоценностей то, чего, возможно, не понимали и просто не знали.

Материалы в книге расположены не по историко-временному принципу. Подобную расстановку по датам и выдержать-то невозможно, ведь часто история начинается в Средние века, а заканчивается современностью. К тому же часто разные истории оказываются связанными самым необычным образом. Впрочем, это только усиливает интригу.

Словом, не мешкайте — читайте!

Божественный отблеск, или Печать дьявола

Трудно сказать, когда человечество узнало золото. Кажется, этот металл был рядом всегда. Да вся история цивилизации строится на золоте, и вся наша цивилизация пронизана им, как сама земля лучами Солнца. Люди добыли этот металл одним из первых, ведь он встречается в самородках. Ученые утверждают, что уже в пятом тысячелетии до нашей эры этот солнечный металл был] распространен по планете. Археологи считают, что самородное золото начали находить на Ближнем Востоке и быстро научились делать из него украшения. С Востока солнечный металл поставлялся в Египет. В руках мастеров, обладавших только самыми примитивными инструментами, золото превращалось в прекрасные изделия. И древние ювелиры всегда подчеркивали: «Не я делаю что-то из золота, золото само обретает волшебное превращение в моих руках».

Великая тайна богов

Когда же и в самом Египте были найдены золотоносные месторождения, в стране стали возводиться храмы в честь бога Ра, покрытые золотыми пластинами. На статуях самого Ра волосы бога делались из золотых нитей. Ставились и колонны, обитые золотом. Считалось, что на таких колоннах птица феникс возрождается из пепла под первыми лучами живоносного Солнца.

Уже в самых древних египетских гробницах найдены украшения из золота. Самые старинные датируются третьим тысячелетием до нашей эры. Только вдумайтесь, в какие седые века это было! Но и тогда в гробницу королевы Зер заботливые слуги положили ее любимые наголовные украшения.

Вот только ни на одной древнеегипетской мумии простого человека, из ныне найденных, нет ничего из золота. Известно, что при жизни египтяне украшали себя цветами и венками из цветов, ну а когда уходили в царство теней, им надевали украшения из глины, фаянса, бронзы. Но из золота — никогда.

О чем это говорит — о том, что люди были бедны и не могли позволить себе царского металла? Не будем торопиться с суждениями. Подобный взгляд на мир — абсолютно современный. А у древних была иная цивилизация, иные воззрения и ценности.

Они считали, что золото принадлежит солнцу. Этот самый благородный металл несет в себе доброту, отвагу и справедливость мужского начала. Как говорили на Востоке, это металл-ян. С незапамятных времен бог солнца Ра пролил на землю свои лучи. Но, смешавшись с твердью и землей, они стали тяжелыми, тягучими и не смогли подняться обратно на Небо, хоть Ра и протягивал к ним свои сильные руки. С тех пор древние египтяне стали называть золото лучистым.

Эти застывшие лучи не имели материальной цены, зато имели цену духовную и символическую. Еще они несли в себе красоту и божественность.

И как небесный свет солнца отличал богов и богинь, так и земной блеск блестящего металла должен был отличать наместников божественного на грешной земле — фараонов, властителей и жрецов. Их золотые украшения были бесценны, то есть цены не имели. Их невозможно было купить или украсть, ибо надеть их и носить могли лишь те, кто освящен высшей властью богов. Именно так и воспринимались древними египтянами владыки-фараоны и верховные жрецы.

Все иные люди не могли носить золотых украшений, тканей, расшитых золотыми нитями, и пользоваться изделиями из священного солнечного металла, ибо все знали — прикосновение к золоту простого человека будет наказуемо богами. Словом, золото носило только сакральный, мистический, оккультный смысл. Это был металл богов и их наместников на земле. Надевая изделие из металла Ра, человек словно показывал всем: надо мной не властны ни демоны, ни люди, я принадлежу Богу, и он мой защитник.

Древнейшие санскритские Веды рассказывали, что боги жили в Золотой стране, где повсюду рассеян золотой свет. Жилища и храмы Неба тоже золотые, ибо построены из солнечных лучей. Боги одеты в золотые одежды и разъезжают в золоченых колесницах. Да и сами Веды записывались на санти — тончайших листах золота, где надписи гравировались, а потом заполнялись алой, синей и черной краской. Понятно, что при описании божественной жизни использовался алый цвет, синий цвет предназначался для рассказов о героях и богах, сошедших жить на землю, а черный — для трагических эпизодов повествования. Словом, золото, как знак Солнца и высших сил, служило и здесь только символом божественной сути происходящего. Оно и здесь не имело материальной цены. Ибо было бесценным, как свет Солнца, как знак Истины.

И вот что удивительно — современные британские ученые сделали открытие, полностью подтверждающее небесное происхождение золота. Оказывается, оно образовалось не на нашей грешной земле, а было занесено на только еще образующуюся молодую планету из космоса 3,9 миллиарда лет назад. Небесными переносчиками послужили… метеориты. Они падали на землю, но оказывались не слишком далеко от поверхности. Вот почему люди находят золото в самородках, в виде песка или золотоносных жил не слиш-ком-то и глубоко, а часто и прямо на поверхности. Но если это так и золото попало к нам с метеоритами, то это значит, что где-то в глубине космоса действительно есть золотые планеты. Интересно, кто обитает на них — золотые боги и богини? И еще интересно, а ценят ли они золото, как ценим его мы, земляне?

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector