История, находки и мифы о скифском золоте
Elton-zoloto.ru

Драгоценные металлы

История, находки и мифы о скифском золоте

Золото скифов. Тайны и загадки.

Золото скифов не давало покоя археологам, ведь о нём были упоминания в писаниях самого Геродота. Долгое время племена проживали на территории нынешних России и Украины. Кроме того скифы очень активно сотрудничали с греками по ювелирному делу. Именно греческие мастера считались настоящими профессионалами по изготовлению золотых украшений.

Кто такие скифы

В древних источниках скифами называют племена, которые в 7-3 веке до современного летоисчисления населяли территорию степи Северного Причерноморья. Учёные сходятся во мнении, что скифы являются потомками срубной общности, которая была распространена от реки Днепр до Урала.

Они создали самобытную культуру. Исторические факты указывают, что скифы в своё время сплавились в племенной союз. Этому сплочению способствовало нашествие персов в конце 6 века до современного времяисчисления.

Самое долгое время племена жили на территориальных землях Крыма, а в 3 веке до нашей эры их уничтожили войска готов.

Скифские украшения

Первое время золотые украшения могли себе позволить только очень богатые скифы, а простые люди даже и не мечтали о такой роскоши. Через некоторое время золотые украшения стали делать и для простого народа, правда, самого золота в них было намного меньше.

Первые украшения у скифов появились в конце бронзового века, уже тогда мастера могли хорошо обрабатывать металл и делать из него нужные формы. Самое древнее ювелирное украшение имеет возраст около двадцати тысяч лет.

Места нахождения золотых украшений древних скифов

Большая часть украшений из золота скифов была найдена в местах захоронений — курганах. Именно в курганах хоронили самых богатых и знатных скифов. Во времена правления Петра первого начали разработку этих захоронений. Но так как власть Российской Империи часто менялась, четкие действия по раскопкам скифских захоронений не проводились.

Где золото скифов?

Известные места находок находятся в Причерноморье:

В этих местах были найдены самые большие находки украшений из золота скифов, которые и по сей день хотят получить все мировые музеи.

Где сейчас золото скифов?

Огромная часть украшений этого народа находится в северной столице нашей странны, а именно в главном музеи страны. Некая часть находится в музеях Крымского полуострова. В 2014 году украшения из золота скифов в Крыму были вывезены в другие страны, но до сих пор не были возвращены.

Тайны и мифы кладов

Золото древних кочевых народов обросло множеством мифов и тайн. Эти истории до сих пор не дают покоя многим искателям кладов.

Все мифы о золоте этого народа пугают людей различными заклятиями, которые наложены на украшения, спрятанные в земле. Немало известно случаев, когда искатели золота умирали в курганах, а оставшиеся в живых, рассказывали страшные истории и проклятьях этик кладов.

Некоторые ученые заявляют о том, что на самом деле курганы обладают определённой магией. Ведь в народе не зря ходят рассказы о больших мучениях тех людей, кто посмел разграбить могилы великих скифов. Одна легенда гласит, что несколько человек, нашедших клад и, ликуя от счастья, получили сердечный приступ прямо в могиле, а те люди, кто сумел выжить и забрал золото — всю жизнь мучились от неизлечимых болезней. А самая древняя легенда гласит, что курганы должны обходить стороной обычными людьми. И никто не смеет тревожить скифов в их вечных снах.

Но даже заклятия и страх не мешали золотоискателям продолжать свою деятельность. Стремление разбогатеть никогда не уменьшалось, и людям предки передавали истории золота, хотя о таком народе, как скифы часто забывали. В своих рассказах часто упоминали казаков, татар, турок. Некоторые удачливые искатели кладов, создавали новые клады, закапывая их в землю.

Но и у курганов древних скифов есть тайны. По мнению учёных, их количество исчисляется не одной тысячей. Малые курганы практически незаметны, тем более прошло уже очень много лет. Народ скифов отличался хорошим умением прятать свои богатства. Некоторые раскопанные курганы содержали в себе тайники, где находилось много золота. И… возможно, не всё золото было найдено в раскопанных захоронениях…

Тайны мира и человека

Золото скифов — тайны и проклятия

Те, кому доводилось путешествовать по причерноморским степям, в большинстве своем распаханными да изрезанными лесопосадками, наверняка обращали внимание на периодически встречающиеся на пути земляные курганы. Сотворенные много веков назад эти рукотворные земляные сопки, как и египетские пирамиды, уже давно стали частью природного ландшафта.

Изначально об их происхождении высказывали самые невероятные версии: одни полагали, будто высокие холмы в плоской степи специально насыпали перед войной, чтоб с их высоты высматривать приятеля; другие считали курганы чем-то вроде пограничных столбов, отделяющих территорию проживания одного древнего народа от другого; третьи же отводили курганам роль своеобразных могильников, содержащих в своих недрах усыпальницы древних царей и несметные сокровища.

Во все времена и не один раз в непосредственной близости от курганов — то на пашне во время земляных работ, то в карьерном отвале — находили диковинные золотые бляхи, обрывки золотой фольги, потемневшие от времени сосуды.

Нагрудное украшение — бляха царского коня. Так, во второй половине XIX века крестьяне в окрестностях Никополя, добывая песок в одном таком холме, прозванном местными жителями «Луговой могилой», нашли золотые изделия с отчеканенными на них изображениями странных чудовищ. Счастливые обладатели находок доложили об этом происшествии в местное управление, а чиновники уже поведали археологам. В результате последовавших за этим раскопок удалось найти могилу скифского царя, останки которого обильно украшали золотые предметы.

Скифы — этот мощный племенной союз более тысячелетия занимал территории современной Украины и Молдовы, Скифскую культуру считают одной из самых поразительных в истории, и ее наследие для Европы так же велико и значимо, как кельтское или славянское. Правда, до недавнего времени о скифах было известно не очень много, основным источником информации являлись описания их быта и обычаев, сделанные древнегреческим историком Геродотом. Он, как известно, любил путешествовать и даже лично посетил греческую колонию Ольвию, расположенную в устье Днепро-Бугского лимана, то есть в непосредственной близости от территории проживания скифов.

Откуда появились скифы в Северном Причерноморье — неизвестно. Этот народ неплохо обосновался на занятых землях, развил самобытную культуру, наладил торговые отношения с соседями и даже позволял себе ходить войной на более агрессивных соседей. В общем, все, как обычно, не считая того факта, что именно скифы первыми стали добывать в степях Украины золото.

Более того, скифы из этого благородного металла создали целый культ. Золото применяли в быту, обильно украшали драгоценными бляшками одежду и обувь, покрывали военную амуницию, конскую сбрую и, совершенно не жалея, закапывали огромное количество золотых украшений вместе с умершими. Приверженность скифов к золоту являлась их странной, удивительной особенностью. Тот же Геродот писал, что серебро и медь этим народом употреблялись в ограниченных количествах, а предпочтение они отдавали исключительно золоту. И действительно, археологические находки показывают: ни до, ни после скифов этот металл не был так распространен в степном регионе нынешней Украины. Ни одна другая культура древности, даже «богатые золотом Микены», не могли в этом отношении соперничать со Скифией. Золото у этого степного народа считалось символом богатства, олицетворяло огонь, солнце, царскую власть и, что самое главное, вечную жизнь. Чтобы покрыть им как можно большую площадь тела, скифские мастера разработали специальную технологию — ручную вытяжку золотой фольги и чеканку из нее бляшек с оригинальными изображениями.

Помимо золотых бытовых принадлежностей и украшений, скифы оставили после себя множество курганов. Правда, спустя два с половиной тысячелетия внешний вид их заметно изменился. Некогда курганы являлись не просто земляными сопками, а довольно примечательными архитектурными сооружениями. Насыпи некоторых погребальных холмов имели облицовку из камней или деревянных срубов, несли на себе широкие цветные пояса из глины, окружались глубокими рвами. И все это было предназначено для того, чтобы скрывать от человеческих глаз довольно сложные подземные мавзолеи, катакомбы, склепы.

По информации Геродота, главный культовый центр Скифии располагался между реками Днепр и Южный Буг. Именно владыкам степной Скифии принадлежат крупнейшие из курганов, подлинные степные пирамиды, накрывающие, словно куполами гробницы могущественных царей Причерноморья. Гробницы, наполненные золотом не менее щедро, чем погребальные камеры египетских фараонов. А так как скифы ценили места захоронений своих предков превыше всего, то, конечно же, старались защитить могилы, для чего использовали насыпи высотой подчас более 20 метров.

Однако золото, на то и золото, чтобы испокон веков будоражить людские умы. Тайны происхождения скифского богатства не давали покоя грекам, римлянам и персам. Откуда скифы брали золото в таких количествах — никто не знал. И, вместе с тем, хорошо было известно, что сколько-нибудь значительных рассыпных месторождений или золотон0сных жил в Скифии не имелось.

Создавалось впечатление, что древние умельцы, подобно алхимикам средневековья, попросту владели секретом извлечения драгоценного металла из подручных средств. Но то, как они это делали, оставалось тайной, открыть которую не удавалось ни силой, ни хитростью. Так что, за незнанием золотоносного источника, алчным до чужих богатства неприятелям оставалось только промышлять грабежом. И если греки и римляне в конечном итоге решили не связываться с хитрым и воинственным степным народом, то царь персов Дарий I, прослышав о скифских богатствах, в 512 году до н. э. вторгся на территорию Северного Причерноморья, приказал разрушить скифские гробницы и извлечь оттуда все найденные сокровища.

Справедливости ради следует отметить, что он все же предупредил о своем намерении и предложил отдать ему сокровища добровольно. «У нас есть отеческие могилы. Найдите их и попробуйте разрушить, и тогда узнаете, станем мы сражаться за эти могилы или нет», — так ответили скифы Дарию. Воинственные степняки вместо того, чтобы принять бой с огромной, превосходящей их в силе и численности армией, разумно ограничились партизанской тактикой, измотав внезапными атаками неповоротливое войско захватчиков. Так они отстояли свои земли.

Когда же скифы исчезли так же внезапно, как и появились, могилы их предков остались без защиты и в курганы ринулись охочие до легкой наживы кладоискатели. Правда, добраться к легендарным сокровищам оказалось не так уж просто. Требовалось немало усилий, чтобы раскопать многометровую земляную насыпь, а скрыть столь масштабные раскопки, естественно, не представлялось возможным. Земляные работы «черных археологов» неизменно привлекали внимание как простых жителей, так и конкурентов, а особенно властей. Вот и приходилось нелегальным искателям сокровищ проявлять поспешность, что, как известно, ни в одном деле до добра не доводит. К тому же, против разорения могил восстали и сами их обитатели. Как вскоре выяснилось, не только фараоны умели защищать свои захоронения проклятиями.

В 1862 году, археологи приступили к раскопкам кургана, расположенного в 20 км от Никополя и называемого в народе Чертомлыкским. Уже предварительный анализ извлеченных из земли артефактов показал: это захоронение какого-то могущественного скифского правителя. Однако найденная усыпальница оказалась разграбленной. В ней удалось обнаружить лишь разбросанные кости погребенного, остатки деревянного ложа, на котором покоился прах, несколько золотых вещей — перстень с изображением быка, бляшки с фигурами животных и растений и бронзовые наконечники стрел. Тем не менее, археологи не отчаивались.

Как показывала практика, нередко подобные захоронения за фальшивой погребальной камерой оборудовали специальными тайниками, в которые и помещали настоящие сокровища. Судя по всему, скифы хорошо понимали, насколько напичканные золотом курганы притягательны для грабителей. Такой тайник обнаружился и в Чертомлыкском кургане. И хранилось в нем немало драгоценных вещей: золотая пластина от ножен меча, золотая обкладка колчана с изображенными на ней сценами из греческой мифологии, золотое крученое ожерелье, золотые браслеты и кольца, пояс, отделанный золотыми бляшками. Обнаружилось также и то, что в эту тайную камеру вел грабительский ход. И в том месте, где он соединялся с сокровищницей, археологи нашли раздавленного обвалом расхитителя гробниц в окружении множества украденных им золотых вещей.

Читать еще:  Как сделать магнитные уголки для сварки

Впрочем, возмездие загробного мира практически никогда не останавливало «черных археологов». Обилие захороненного в курганах золота заставляло забывать о страхе. А запасы его, судя по всему, были огромны. К примеру, знаменитый курган Солоха, расположенный в Запорожской области, разоряли на протяжении нескольких столетий, и золота в нем, казалось, не убывало. Отчасти это объяснялось огромными размерами кургана — в диаметре он достигает 100 метров, в высоту — 18.

Серьезные исследования Солохи начались в 1912 году и связаны они с именем профессора Петербургского университета Николая Веселовского. Первичный осмотр кургана показал, что он не избежал печальной участи разграбления, но Веселовский по опыту знал, что дилетантам, охотящимся исключительно за золотом, редко удавалось обобрать могилу дочиста. Да и в кургане могло оказаться несколько захоронений. Внутреннее чутье не подвело русского профессора: спустя два сезона археологических работ, исследователи за свою веру и упорный труд получили заслуженное вознаграждение. Обнаруженные тайники хранили массу золотых предметов, обладавших редкой исторической ценностью. Самой выдающейся находкой этого кургана, прославившейся на весь мир, стал искусно выполненный золотой гребень весом 294 грамма.

Дальше — больше. Ровно 40 лет назад, летом 1971 года, на раскопках Толстой Могилы близ города Орджоникидзе Днепропетровской области археологи извлекли из раскопа поистине удивительные украшения. Под восьмиметровой насыпью открылись богатейшие, не потревоженные ни древними, ни нынешними грабителями, погребения скифской царицы и мальчика, лежавшего в алебастровом саркофаге. В полном соответствии с описанием Геродота, одежда покойников ослепляла золотым блеском. Царица лежала в платье, расшитом золотыми пластинками с орнаментами и изображениями животных, а ее шею обнимал массивный обруч-гривна из того же благородного металла, с мастерски выполненными фигуркам львов. Высокая шапка также несла на себе тонко сработанные золотые пластины. К сожалению, главная камера — место погребения самого царя — до момента раскопок не сохранилась. Судя по всему, все, что в ней было ценного, успели вынести беспринципные разорители.

При входе в царскую усыпальницу археологи нашли тайник, не замеченный грабителями, в котором обнаружилась золотая пектораль — нагрудное украшение скифского царя IV века до н. э., весящая более килограмма (если быть точным, то 1 кг 150 г). В диаметре это украшение достигало 30,6 сантиметра и было выполнено из золота 958-й пробы. Всего же из Толстой Могилы исследователи извлекли около 4,5 килограмма уникальных золотых изделий.

Как полагают некоторые знатоки скифской культуры, все до сих пор найденное в древних погребениях золото лишь видимая часть айсберга. Ведь Скифия славилась целой династией царей, и могилы большинства из них до сих пор не обнаружены. Да и немало грандиозных, еще не обследованных курганов ждут своего часа.

Если принять на веру сведения, сообщенные Геродотом, то места захоронений первых скифских владык держались в строжайшем секрете, а сокровища, скрытые в самых древних курганах, намного превосходили богатейшую казну царя Трои Приама. Курганы же, раскопанные археологами в прошлом и позапрошлом веках, относятся к эпохе, когда мощная скифская империя уже распадалась и, следовательно, золотоносные источники оскудевали. Так что, вполне возможно, что какой-нибудь неприметный холм, стоящий на окраине малоизвестного украинского села, еще принесет археологам немало сюрпризов мирового значения.

Золото скифов: описание коллекции, история, тайны и мифы

Скифское золото – собирательное название для целого ряда археологических находок древних ювелирных изделий и других предметов быта, а также элементов оружия, изготовленных преимущественно из драгоценных металлов. Сделаны эти находки в разное время на обширной степной территории от Крыма до Алтая. Объединяет их тематика изображений и особая манера исполнения, получившая наименование «скифского звериного стиля».

Как выглядят артефакты

«Звериный стиль» характеризуется специфическим каноном. Ему присущи следующие черты:

  • Устойчивый набор образов. Это, во-первых, определенные животные. Среди них олени, лошади, кабаны и некоторые другие копытные, пантеры, медведи, волки, хищные птицы. Во-вторых, изображались мифологические синкретические существа: грифоны, крылатые звери, хищники с оленьими рогами.
  • Устойчивый набор канонических поз для изображаемых объектов. Так, у оленей подогнуты ноги и откинута голова, рога как бы лежат на спине. Пантеры часто изображались свернувшимися в клубок или в особой позе, условно называемой «скребущимся хищником».

Этот стиль в искусстве был присущ не только скифам как таковым – одному из многочисленных кочевых народов евразийских степей в I тысячелетии до н. э., но и множеству других, родственных либо различных по происхождению народов, населявших степь наряду со скифами. Все эти кочевые племена тесно соприкасались друг с другом, имели сходный образ жизни и вели интенсивный обмен. Это привело к близости их культур, в том числе и в облике предметов искусства.

Кроме изделий в «зверином стиле», скифское золото представлено также предметами, изготовленными для знатных скифов греческими мастерами. Таковы, например, знаменитые пектораль из кургана Толстая Могила, накладка для горита (футляра для лука и стрел) из кургана Чертомлык или чаша из Гаймановой Могилы.

Когда и где жили скифы

Собственно скифами в древнегреческих источниках именуются племена, населявшие в VII-III веках до н. э. степи Северного Причерноморья между нижним течением Дона и Дуная, а также степные области Крыма. Они говорили на языках иранской группы и, по мнению большинства современных ученых, являлись потомками представителей срубной культурно-исторической общности, распространенной от Днепра до Урала в эпоху поздней бронзы.

Эти племена создали яркую и самобытную культуру, которую еще более обогатило взаимодействие с древнегреческими колониями в Причерноморье. Известно, что скифы Причерноморья объединялись в племенной союз – военно-политическое образование на грани перехода к раннегосударственному строю – во главе с царем. Сплочению племен во многом способствовало персидское нашествие в конце VI века до н. э.

В III веке до н. э. в Причерноморье, где жили скифы, вторглись родственные им племена сарматов, в результате чего скифы были сильно потеснены. Дольше всего они продержались на территории Крыма, где в III веке н. э. Скифское царство было уничтожено готами. Этнические скифы были ассимилированы в ходе Великого переселения народов, а сам этноним с раннего Средневековья использовался для обозначения самых разных народов, не имевших отношения к собственно скифам.

Поделки из золота как часть погребальной культуры

Поскольку древние скифы, как кочевники, не возвели городских поселений, в которых концентрировались бы культурные достижения (исключение составляет позднескифская эпоха), основная масса памятников содержится в погребениях – курганах. Погребальная культура требовала снабдить усопшего всем необходимым. Аристократам и особенно царям скифы устраивали весьма пышные похороны. Вместе с покойным в последний путь отправлялись кони, слуги, наложницы и, конечно же, различные предметы обихода, а среди них немало золотых.

О пристрастии кочевников к этому металлу писал еще Геродот. Золото использовалось для многочисленных ювелирных изделий и посуды, украшало оружие и конскую сбрую, золотые бляхи нашивались на одежду и головные уборы.

В мироощущении архаических народов золото играло особую, сакральную роль. Погребальное золото скифов, безусловно, не было исключением, и многие памятники этого рода явно имели ритуальное назначение.

Как и где находили золото

Без сомнения, разграбление богатых погребений началось еще в древности – охотников до драгоценного металла всегда было много. В могильных холмах рылись и сами скифы, и все, кто впоследствии населял эти земли. Существует множество свидетельств об интенсивном кладоискательстве в курганах и в XVIII, и в XIX, и в XX веках. К сожалению, оно не прекращается и сейчас.

Впрочем, раскопки первых «археологов» принесли не меньше вреда, чем деятельность грабителей. Интересовали их только золотые вещи, а сопутствующие памятники – деревянные изделия, кости – безжалостно выбрасывались и уничтожались. Раскопки никак не документировались, и для науки полученные таким способом артефакты бесполезны, даже если они сохранились.

Первыми подлинно археологическими работами с наследием скифов можно считать раскопки кургана Куль-Оба близ Керчи, Крым, в 1830 году. Работа курировалась градоначальником Керчи И. А. Стемпковским, одним из организаторов Керченского музея древностей. Раскопки принесли богатейший материал, и в том числе – большое количество золотых изделий.

В 1862-63 годах проводились раскопки богатого кургана Чертомлык в Екатеринославской губернии (Днепропетровская область на Украине). В начале XX века там же началось исследование знаменитого кургана Солоха. В конце XIX века обширные раскопки велись в Крыму – например, Золотой курган возле Симферополя или курган близ Ак-Мечети.

Активно исследовались скифские памятники в советское время. Были раскопаны такие известные курганы, как Огуз, Краснокутский, Бердянский, Мелитопольский. Также исследовались богатая Гайманова Могила в Запорожской области и самый известный скифский царский курган – Толстая Могила в Днепропетровской области.

Мифы и тайны вокруг древних кладов

Подобно любым древним сокровищам, обросло бесчисленными мифами и золото скифов. История этих легенд, щекочущих нервы кладоискателей, восходит к эпохе, когда создавались сами захоронения.

Любое мифотворчество вокруг древних кладов обязательно оперирует историями о страшных заклятьях, наложенных на запрятанные в земле богатства. Грабительские ночные рейды в душные и тесные могильники – занятие опасное для жизни. Сокровища скифов в этом смысле – не исключение. Известны случаи, когда кладоискатели погибали под обвалами внутри курганов, а их выжившие коллеги потом рассказывали леденящие кровь истории о проклятых кладах.

Однако стремление завладеть сокровищами неистребимо, и из поколения в поколение жителями причерноморских степей передавались предания о несметных богатствах, скрытых в курганах. О скифах уже никто и не помнил, а сокровища приписывались кому угодно: татарам, туркам, казакам, полякам, гайдамакам… Отчасти подобные легенды могут отражать реальность – ведь удачливые кладоискатели прятали свои находки опять же в земле, создавая новые клады.

Впрочем, у степных курганов действительно есть свои тайны. Количество курганов, по словам археологов, исчисляется многими тысячами. Но очень уж хорошо многие из них умеют «прятаться» на местности, так что даже специалисту, вооруженному современными методами, такими как аэрофотосъемка или георадар, трудно бывает обнаружить погребение. Сельскохозяйственная деятельность уменьшает высоту малых курганов, и они практически сливаются с поверхностью земли.

Скифы хорошо умели скрывать золото. Казалось бы, раскапывай курган – если он заметен, местонахождение богатств не представляет никакой загадки, – и вынимай найденное. Но известны случаи, когда каждое новое проникновение в уже изрытый могильник приносило новые находки, прятавшиеся в незаметных боковых погребениях.

Коллекции в разных музеях

Важно отметить, что драгоценные находки не представляют собой единой золотой коллекции. Они рассредоточены по различным музеям в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, в Воронежской области. Отдельная история (мы ее еще рассмотрим) – это скифские коллекции музеев Крыма.

Есть скифское золото и в западноевропейских странах, например, в музеях Вены и Абботсфорда (Шотландия).

На Украине скифские памятники имеют музеи Киева, Мелитополя, Одессы.

Таким образом, музеи, где сейчас золото скифов хранится в многочисленных собраниях, находятся не только в разных городах, но и в разных странах.

Скифские богатства Эрмитажа

Богатейшим в мире собранием скифских экспонатов обладает Государственный Эрмитаж.

Золото скифов, описание которого в коллекции Эрмитажа представляет собой внушительное издание, происходит из самых различных мест. В числе экспонатов музея такие знаменитые артефакты, как:

  • парадный меч и гребень из кургана Солоха;
  • находки из Куль-Оба: роскошная фиала – чаша весом 698 г, подвески изумительно тонкой работы, круглый электровый кубок с изображением скифских воинов, бляха в форме лежащего оленя, служившая украшением щита, и многие другие шедевры;
  • находки из Чертомлыка – среди них чрезвычайно высокохудожественные предметы искусства, например, серебряная позолоченная амфора с изображениями сцен скифской жизни и великолепным орнаментом;
  • находки из Краснокутского кургана, частично из кургана Огуз и многие другие.
Читать еще:  При какой температуре плавится олово

Музей исторических ценностей Украины

Этот киевский музей – тоже обладатель богатого собрания скифских древностей. Достаточно сказать, что в нем хранятся памятники из кургана Толстая могила, в том числе всемирно известная царская пектораль весом более килограмма – пример высочайшего искусства греческих художников-ювелиров – и другие прекрасно выполненные изделия. Меч-акинак с рельефными золотыми ножнами и рукоятью принадлежит к этой же коллекции.

Кроме того, музей хранит ценные предметы из Гаймановой могилы: так называемую «Братину» и другие образцы драгоценной посуды, часть находок из курганов Огуз и Мелитопольский, а также изделия, обнаруженные в Бердянском кургане.

Золото скифов из Крыма: мытарства коллекции

В 2013 году на экспозицию в Европу отправились коллекции античных и раннесредневековых экспонатов из пяти музеев – одного киевского и четырех крымских. В феврале 2014 года экспозиция была открыта в Нидерландах, в амстердамском музее Алларда Пирсона, под названием «Крым. Золото и тайны Черного моря».

Крым представлял на выставке следующие памятники:

  • Восточно-крымский (Керченский) историко-культурный музей-заповедник представил ценнейшее собрание боспорских артефактов;
  • Бахчисарайский историко-культурный и археологический музей-заповедник – позднескифские, сарматские и готские изделия;
  • Центральный музей Тавриды в Симферополе – ранне-и позднескифские, сарматские, аланские и готские предметы;
  • Музей-заповедник Херсонеса-Таврического – греческие эпиграфические памятники, а также росписи на архитектурных фрагментах.

Экспонаты вывозились в Европу, когда Крым еще был в составе Украины, но в марте 2014 года он вошел в состав Российской Федерации. По окончании срока экспозиции Украина затребовала все экспонаты, включая крымские. Однако хранителями исторических ценностей являются конкретные музеи, с ними заключались договоры о предоставлении экспонатов для выставки, значит, и возвратиться экспонаты должны в эти музеи. Именно на данное обстоятельство обращали внимание представители музеев Крыма, подавая коллективный иск о возвращении коллекций в музейные фонды. В декабре 2016 года Амстердамский окружной суд вынес решение о передаче экспонатов Киеву, но крымская сторона подала апелляцию.

Следует отметить, что скифского золота как такового в коллекции крымских музеев почти нет. Вообще, изделия из золота – далеко не самые ценные предметы этой выставки. Например, из Керчи была отправлена знаменитая «Змееногая богиня» – скульптурное изображение из известняка, символ керченского музея. Эпиграфические экспонаты также представляют для исторической науки огромную ценность.

Многие изделия в составе экспозиции относились к киевской коллекции, и это золото скифов музей Киева благополучно получил обратно. Крымская часть выставки была задержана в музее Алларда Пирсона.

Бюрократическое разбирательство, постепенно обрастая скандальными политическими нюансами, тянется несколько лет. Недавно промелькнувшая в СМИ информация о том, что якобы в Амстердаме принято окончательное судебное решение о передаче экспонатов украинской стороне, была опровергнута Министерством культуры Крыма. Сейчас дело рассматривается уже судом второй инстанции. Коллекция продолжает пребывать в Нидерландах, и дальнейшая судьба золота скифов по-прежнему остается неясной.

Новые находки

Тем временем археологические работы в Крыму продолжаются, и каждый сезон дает новые результаты. Недавно было сообщено о находках в скифском городище Усть-Альма, поступивших в Бахчисарайский музей-заповедник. Среди них 140 золотых изделий I века н. э. – женские украшения.

Значимость этой в общем-то рядовой находки в том, что некоторые вещи здесь являются аналогами экспонатов, временно (будем надеяться) утраченных музеем из-за истории с голландской выставкой.

Но хотя крымская земля, без сомнения, хранит еще множество древних памятников, не следует ждать, что она восполнит все, что может быть утеряно. Представители музеев заявляют, что будут продолжать борьбу за возвращение памятников, составляющих культурное наследие Крыма.

История, находки и мифы о скифском золоте

Читайте в этой статье:

Золото скифов — всемирно известный артефакт, часть мирового культурного наследия. С ним связано множество споров и спекуляций. Даже сейчас ювелиры не могут понять, каким образом скифским мастерам удавалось достигать такого уровня ремесла в те времена. Скифское золото пользуется популярностью на аукционах, а музеи борются за право его выставлять.

Захоронения скифов

В 7 веке до нашей эры в степях Северного Причерноморья обитал древний воинственный народ — скифы. Территория, на которых сейчас находят скифские поселения огромна, она занимает практически всю юго-восточную часть Украины и даже больше. Поначалу скифы не имели укрепленных поселений, племена были кочевыми.

Скифы славились своими набегами на страны Востока. На Запад они также совершали походы, где грабили земли европейцев. Другие цари всячески пытались договориться со скифами, они отдавали в жены своих дочерей, откупались дарами.

Скифское золото

Но скифы не были только воинами и разрушителями. Сейчас доказано, что они имели богатую культуру, занимались торговлей, земледелием, выращиванием скота. Только около 2 века до н. э. у них появились укрепления. Столицу Скифского государства — город Неаполь — археологи раскопали в самом центре Крыма около города Симферополь.

Скифы были связаны с греками, в их мифологии встречается упоминание греческих богов. А философы Древней Греции часто писали о скифах, богатейшие из которых переселялись в Грецию и принимали ее культуру и обычаи.

Как и другие народы, скифы верили в загробную жизнь, поэтому хоронили своих умерших со всеми почестями. Более того, при захоронении знатного скифа ему в могилу клали не только сокровища, но и жену со слугами, которых убивали. Особенно значимо происходило погребение скифских царей.

Обряд был подробно описан Геродотом. После смерти царя его тело долго возили по городам, а местные жители должны были скорбеть по поводу его кончины. Могилы царей были богатыми, в них клали золотые украшения, художественные изделия, оружие и насыпали курган.

Геродот описывал пристрастие скифов к ювелирным изделиям, которое подтвердилось на практике, когда начали раскопки захоронений. Были найдены не просто красивые предметы, а произведения искусства.

На скифских сокровищах изображались животные, сами скифы, сцены из мифологии. Характерное изображение животных даже породило такое понятие, как «скифский звериный стиль». По данным исследований, богатейшие скифы заказывали сокровища у греческих ювелиров, которые на тот момент достигли небывалого мастерства.

Самые знаменитые находки

В далеком 1853 году в Феодосии велись раскопки, вследствие которых было обнаружено множество ювелирных изделий и предметов быта скифов, которые представляли историческую ценность. Но самой уникальной находкой в тех раскопках были серьги. Они были выполнены в виде подвески и дисков. На диске были изображены сценки соревнований, а подвески покрыты филигранным узором тончайшей работы.

До сих пор современные ювелиры удивляются мастерству, с которым они были сделаны. Состав припоя и секрет пайки, с помощью которого они были сделаны, в свое время пытался разгадать сам Карл Фаберже, но так и не достиг успеха. Он попытался повторить изделие, но у него это не получилось, не смотря на то, что в его распоряжении было много на тот момент современного оборудования.

В 1862-1863 году раскопки велись неподалеку от столицы государства скифов Неаполя, на Чертомлыкском кургане. Он представлял собой двадцатиметровую насыпь с цоколем из камня. К сожалению, это погребение было разграблено давно, однако кое-что обнаружить удалось. Сначала ученые наткнулись на погребения слуг и лошадей, но когда они прошли дальше, то обнаружили останки наложницы царя.

В могиле наложницы присутствовали украшения из золота. Например, там нашли метровую серебряную вазу, которая была сделана в виде сосуда, краны которого были выполнены в виде голов коней и львов. Сосуд предназначался для вина и был украшенный тонкими рельефными изображениями скифов, укрощающих лошадей и других животных.

В 1903 году был обнаружен Келемесский могильник. Сначала его нашел охотник за сокровищами Шульц, и пока это не было обнаружено государством, он занимался переплавкой украшений и продажей драгоценных металлов и камней. Позже его обвинили в незаконных раскопках и ими занялись археологи. Эти погребения были богаты на скифское золото.

Там нашли большое зеркало из серебра, золотые чаши, диадему, кинжал и меч, обложенные золотом. А также множество золотых изделий, изображающие зверей. Кстати, не все из этого было сделано скифами. Как показали исследования, ритон в виде рога животного был только изготовлен скифским мастером, а вот орнамент наносил на него уже греческий ювелир.

Самым знаменитым из этих раскопок было серебряное зеркало. Его диаметр — 17 сантиметров, с одной стороны оно было заполировано, а с другой — покрыто сплавом золота и серебра. Зеркало разделялось на одинаковые секторы, которых было 8 штук, каждый из которых изображал персонажей из мифологии. Например, в одном из них у ног сфинксов лежала пантера, а в другом — бородачи, дерущиеся с грифоном. Сейчас эти находки находятся в Эрмитаже.

Но самым известным захоронением скифов до сих пор является курган Толстая могила. Он был обнаружен на территории днепропетровской области и являлся царским захоронением. Раскопки велись в 1971 году.

В Толстой могиле было обнаружено захоронение богатого воина, женское захоронение, захоронение слуг, а также впоследствии ребенка. Женщина была одета в роскошные платья, на которых красовались бляшки из золота, из него же и головной убор. На ее пальцах было одиннадцать золотых колец.

В этом захоронении также было найдено множество изделий в зверином стиле. Все они свидетельствовали о высоком мастерстве творцов и представляют как историческую, так и художественную ценность. Там находились сосуды из бронзы, кубки из металла. Были также скульптурные изображения, ювелирные фигурки зверей, изделия с орнаментом и вставками из эмали.

Жемчужиной это могилы стала знаменитая пектораль, которая и сейчас иллюстрирует золото скифов в учебниках и справочных источниках. Собой она представляла нагрудное украшение тончайшей работы, выполненное из золота. Вес изделия составлял один килограмм. Пектораль была украшена тремя ярусами изображений.

На нижнем ярусе были изображены мифические грифоны и существующие хищники из семейства кошачьих. Средний ярус содержал узор из растений с птицами. Верхний ярус украшали бытовые сцены. В центре находятся два скифа, которые изучают золотое руно.

Самая большая коллекция скифского золота до недавнего времени находилась в украинских и крымских музеях.

Судьба гробниц и важность сохранения реликвии

Одно из самых известных скифских захоронений — Чертомлыцкое, оно было разграблено еще много лет назад, когда вскоре после похорон туда прорыли тоннель грабители. Конечно, там кое-что осталось и археологам, но неизвестно, сколько всего было утрачено.

В 1884 году под Киевом археологов Гринцевич раскапывал Рыжановский курган, а вскоре после него местный житель обнаружил размытую дождем траншею. Несколько дней он тайно вел раскопки, которые привели к тому, что он выкопал множество украшений и амфору из золота. И даже после этого крестьянина другой археолог нашел еще 446 предметов.

При обнаружении древних захоронений кладоискатели не затрудняются определять историческую ценность сокровищ. Они считают, что такие зарытые предметы являются кладами, которые спрятали запорожцы или гайдамаки. Это приводит к тому, что теряется значительная часть наследия.

Сегодня скифское золото пользуется спросом на мировых аукционах древности в США и Европе. Оно появляются и уходит «с молотка» за огромные деньги. Например, недавно стандартная бляшка, имеющая форму оленя и выполненная штамповкой, при весе золота менее одного грамма, была оценена в 10 тысяч. А более редкую бляшку продали за 380 тысяч долларов.

Любители легкой наживы интересовались степными курганами еще в далекой древности. Поэтому малая часть скифских захоронений не была разграблена до того, как их обнаружили ученые. Тем не менее курганы преподносят все новые и новые открытия даже сейчас. И скорее всего, далеко не все сокровища скифов уже были найдены.

История раскопок “Скифского” золота

60 лет назад киевский археолог Алексей Тереножкин провел раскопки мелитопольского «царского» кургана, положившие начало новым методам в исследовании скифских погребений и способствовавшие созданию Музея исторических драгоценностей Украины.

Читать еще:  Как расшифровываются марки электродов

«Вчера не отослал письмо. Работали и сегодняшний, воскресный день. Чем глубже спускаемся вниз, тем медленнее идет дело. Перевалка становится выше, землю девать некуда. Жду с нетерпением, когда появится дно, а его все нет…» Если бы раскопки скифского кургана на юге Запорожской области происходили в наши дни, то мы бы получали новости и массу цифровых фотографий с места события в режиме онлайн. Но тогда бы археолог Алексей Тереножкин общался с семьей по мобильному телефону и не осталось бы в архивах его удивительного эпистолярного наследия: писем к супруге — известному скифологу Варваре Ильинской, полных любви и рабочих треволнений. Сегодня эти письма представлены на выставке в Мелитополе, откуда летом 1954 года Алексей Иванович отправлял их домой в Киев.

— Как-то мне в руки попал журнал «Археология» со статьей о письмах, написанных Алексеем Тереножкиным во время раскопок мелитопольского кургана, — рассказывает «ФАКТАМ»старший научный сотрудник Мелитопольского краеведческого музея Валерий Тимофеев. — Одним из соавторов публикации был сын Алексея Ивановича — Андрей Ильинский. И у меня возникла идея разместить письма в нашем музее. Через Институт археологии вышел на Ильинского, объяснил, что для Мелитополя эти письма представляют огромный интерес. Они уже были переданы в Национальный историко-культурный заповедник «Чигирин». Но сын археолога дал согласие на то, чтобы мы получили копии писем.

Алексей Тереножкин возглавлял экспедицию, которая вела раскопки мелитопольского кургана

Имея на руках письма, решили открыть выставку в мае нынешнего года — к 60-летию со дня обнаружения погребения. Вот как об этом рассказывает заметка в газете «Гудок» от 24 июня 1954 года: «Слесарь депо „Мелитополь“ Георгий Мозговый рыл колодец вблизи своего дома. Вдруг под лопатой рухнула земля, образовалась яма глубиной несколько метров. Земля продолжала осыпаться, падая на дно огромными глыбами. Мозговый заявил о случившемся работникам Мелитопольского краеведческого музея. Начали производить раскопки. Подземелье оказалось древним погребением…»

На самом деле о провале во дворе вышеупомянутого Георгия Мозгового в милицию сообщила бдительная соседка, а правоохранители обратились в музей. Первым к слесарю, на усадьбе которого заканчивалась насыпь кургана, пожаловал тогдашний директор музея Федор Кулик. Начальные работы в «чреве» кургана позволили обнаружить 196 древних золотых украшений… И когда уже нашли там золотые бляшки, в конце мая сообщили в Киев, в Академию наук УССР, после чего в Мелитополь немедленно выехала экспедиция во главе с кандидатом исторических наук Алексеем Тереножкиным. Было установлено, что подземелье является не чем иным, как погребальной катакомбой большого кургана, в которой, судя по предварительным находкам, в IV веке до нашей эры было богатое, возможно, царское погребение.

На выставке нам хотелось показать раскопки мелитопольского кургана через переживания человека, который его исследовал. Потому и название такое: «О любви, золоте и… загадочной Скифии». О сложностях исследований кургана можно узнать только из частной переписки, таких подробностей не может быть в научных журналах. Тереножкин делился со своей супругой сложностями, которые она могла понять как его коллега.

Курган состоит из чередующихся прослоек морской травы (камки) и земляных кирпичей (вальков) (фото из архива Мелитопольского краеведческого музея)

«Задавила нас земля, которую нужно перевернуть целые горы, — пишет археолог. — Сняли насыпь, а сейчас сидим над громоздкими погребальными сооружениями. Непрерывно встречаются кости людей и животных. Видно, могилы разрушены совершенно. Что же касается большой ямы с подземельем, которая находится к северу от входной, то окопали ее края, чтобы стены не оползли. Получилась страшная по размерам бездна, заполненная кубометрами земли. Нужно еще так много сделать, чтобы добиться каких-нибудь результатов».

Конечно же, раскопки кургана вызвали интерес жителей провинциального города, о чем Алексей Иванович рассказывает супруге: «Нас оберегает милиционер. Если бы его не было, то горожане не дали бы работать. Особенно тягостными были первые дни. Сейчас милиция отбила охоту ходить зря, да это и опасно для людей, так как ямы стоят глубокие».

Площадь раскопа была 20 на 20 метров. Поиски уходили все дальше и дальше вглубь, при этом совершенно некуда было девать изъятую землю, так как вокруг плотно стояли дома частного сектора. «Вот прошел уже месяц, но я не чувствую, что переломил курган» — печалится Тереножкин. По письмам создается впечатление, что он борется с какой-то могучей силою.

Когда глубина разработки оказалась критической — края ямы осыпались и могли не просто свести на нет предыдущую работу, но и завалить людей, Алексей Иванович нашел метод, ставший фундаментальным в археологии и поднявший значимость мелитопольского кургана. О нем он пишет домой 1 июля: «Придумали пока такой выход — привлекли к работе горного инженера Забелина. Вчера он составил расчет лесоматериалов, необходимых для прокладки нижних частей всех этих сооружений с помощью креплений. А сегодня придется начинать хлопоты и о получении лесоматериалов».

— Что же обнаружили археологи в недрах улицы Первомайской?

— Устройство кургана видно по снимкам: он, как торт наполеон, был выложен чередующимися прослойками морской травы (камки) и земляных кирпичей, так называемых вальков. При этом камка доставлялась с берега Азовского моря, до которого 40 километров, а болотную почву брали из долины реки Молочной, за четыре километра от кургана.

Входная яма в катакомбу на глубине более 12 метров от древней поверхности была завалена камнями и плитами. Тем не менее еще в древности грабители туда добрались. Но действовали вслепую и наощупь, потому похватали, что нашли, перемешав с землею останки погребенных. После полного удаления остатков насыпи кургана выяснилось, что под ней находились две погребальные катакомбы: вероятно, царя и знатной скифянки-царицы.

Несмотря на ограбление, при расчистке могилы археологи нашли более 3 с половиной тысяч различных золотых предметов. Были там бронзовые наконечники стрел, чешуйки панциря, кости да мельчайшие золотые бляшки, подвески, бусы… Можно только догадываться, какие богатства были в катакомбе до ограбления. Здесь также обнаружили скелет рабыни, которая должна была прислуживать госпоже в загробной жизни, найдены остатки деревянного ярма, 11 амфор и бронзовый котел, наполовину заполненный костями разрезанной на большие куски овцы.

— А когда была сделана самая известная находка?

— Видимо, 1 августа, если судить по дате письма: «Отворачиваю чуть землю, блеснуло золото… Открываются части великолепного греческого орнамента в виде пальметт, растительных побегов, распространяется в ширину, догадываемся, что это перед нами самая настоящая обкладка горита (ящик для хранения лука и стрел. — Авт.). Грифоны, терзающие какую-то животину, сцена глубоким рельефом самым великолепным из греческой мифологии. А по гориту идут, поверх него, ряды неприкрепленных квадратных бляшек — числа их не знаю, но более десятка с изображением скифа, пьющего из ритона (сосуд в виде рога. — Авт.) перед богиней. Сбоку много какой-то тонкой бронзы…»

Золотая обкладка горита (ящика для хранения лука и стрел) — одна из самых известных находок мелитопольского кургана

— Тереножкина привела в Украину любовь?

— Все верно. Благодаря знакомству 17 марта 1948 года и вспыхнувшей любви Алексея Ивановича к Варваре Андреевне Тереножкин покинул прежнее место работы и жительства в Средней Азии и в декабре 1948 года переехал в Украину. Если бы не эта встреча, то не было бы в Украине основателей киевской школы скифологии. Вы посмотрите: все его письма начинаются с нежного обращения к супруге: «Дорогая моя Варварушка!» или «Варенька, дорогая моя». Он очень хотел, чтобы жена приехала на эти раскопки, однако институт направил ее на Херсонщину. Хотя на пару дней она все же вырвалась в Мелитополь.

Мы сочли уместным в экспозиции поставить на рабочий стол семейные фотографии. Здесь супруги с детьми Алексея Ивановича от первого брака — Митей и Еленой, общим сыном Андрюшей и тещей Варварой Владимировной.

Солидный мужчина (Тереножкину тогда уже было 46 лет) объясняет в письме смысл своей работы пятилетнему сыну: «Андрюше передай, что я стремлюсь откопать славного скифского богатыря в панцире, со щитом, мечом, копьем и луком, которые убраны сплошь золотом и серебром. Только этот богатырь больно глубоко запрятался под землю, и я его никак достать не могу».

А вот еще, спустя несколько дней: «Скажи Андрюше, что богатырский панцирь я уже нашел. Нашел и несколько каленых железных стрел, не отличимых по форме от обычных скифских. Теперь ищу меч-кладенец, засапожный булатный нож, булаву в 300 пудов и медный шлем».

— Валерий Михайлович, где же хранятся все эти находки?

— Пока Алексей Иванович работал в Мелитополе, найденное золото, как следует из письма, сдавал в банк: «Зашили в мешочек 790 украшений и передадим на хранение в банк нынче». Первые 196 золотых украшений, найденных мелитопольскими музейщиками, оставлены нашему музею. Часть из них представлена в экспозиции, но как воспроизведение, а оригиналы хранятся в фондах. Также киевляне передали нам одну из найденных амфор, бронзовый звоночек, ромбовидные бляшки, назначение которых непонятно до сегодняшнего дня, несколько железных гвоздей. Остальные находки хранятся в столичном музее исторических драгоценностей, в отделе «Ювелирное искусство Скифии (VII в. до н. э. — III в. н. э.)».

Мелитопольская экспедиция Алексея Тереножкина запомнилась и его младшему сыну.

— Наша квартира находилась в Киеве, в бывшем здании Первой гимназии — теперь это желтый корпус Национального университета имени Шевченко, — рассказывает киевский художник-керамист Андрей Ильинский. — Там был институт археологии, а на верхнем этаже — квартиры нескольких семей археологов. Папа тогда был завотделом скифо-античной археологии. Поэтому вполне естественно, что в нашу квартиру однажды утром притащили огромный ящик. Папа его открыл и стал доставать находки из мелитопольского кургана. Это была вырезка земляного монолита с горитом, бронзовый пояс, золотые бляшки, медь от колчана и стрел. Мне, ребенку, было очень интересно смотреть на все эти штуковины.

Примечательно, что все это золото никак не охранялось и в течение всей зимы, нашитое на красный и зеленый бархат, лежало по всей нашей квартире, пока отец систематизировал и описывал найденные артефакты. Сейчас странно представить, что такое было время, когда эти сокровища абсолютно не охранялись! Все базировалось на абсолютной честности и благородстве людей, имевших отношение к ценностям. Детские впечатления от квартиры, заваленной золотом, привели к тому, что у меня на всю жизнь осталась неприязнь к драгоценному металлу. А вот керамику люблю, ею и занимаюсь. 30 мая в выставочном зале стадиона НСК «Олимпийский» открывается фестиваль современной керамики «ЦеГлина-2014», приходите посмотреть и на мои работы.

Кстати, Музей исторических драгоценностей Украины обязан своему учреждению Алексею Тереножкину и находкам из мелитопольского кургана. Когда ученики Алексея Ивановича исследовали такие выдающиеся памятники Скифии, как курганы Толстая и Гайманова могилы, Огуз, Желтокаменка, Бердянский, украинские археологи решили оставить уникальные находки в Украине — вопреки сложившейся с имперских времен традиции отдавать самые ценные экспонаты в музеи Москвы и Ленинграда. Директор Эрмитажа просил Институт археологии АН УССР передать скифское золото им, но также получил отказ.

Тогдашний президент Академии наук УССР Александр Палладин распорядился передать все материалы из мелитопольского кургана в Государственный исторический музей УССР и в дальнейшем оставлять исторические ценности в Украине. Затем специальную выставку драгоценностей из фондов музея посетила правительственная комиссия и решила, что экспонатов хватает для создания специального отдела — «Золотой кладовой». В 1963 году было принято постановление о его создании при Киевском государственном историческом музее, с 1968 года отдел стал называться Музеем исторических драгоценностей УССР, а в 1991-м получил теперешнее название.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector