Ювeлиpныe ykpaшeния и издeлия из akвamapинa

Ювeлиpныe ykpaшeния и издeлия из akвamapинa

Проект «Марийские национальные украшения»
проект по технологии (2, 3, 4 класс) на тему

Проект «Марийские национальные украшения»

Скачать:

Вложение Размер
proekt_mariyskie_ukrasheniya.doc 44.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ОРШИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ АКАДЕМИКА ОЖИГАНОВА Л.И.»

( Культура родного края )

МАРИЙСКИЕ
НАЦИОНАЛЬНЫЕ УКРАШЕНИЯ

Леухин Игорь и
Полушина Виктория,

обучающиеся 5 класса

учитель начальных
классов

Наш проект называется «Марийские национальные украшения»

На первом занятии кружка Нагаева Татьяна Николаевна продемонстрировала нам куклу в марийском национальном костюме.

Саша сказал: «А у моей бабушки тоже есть такие украшения».

Каждый из нас захотел иметь такой наряд у себя. Нас очень заинтересовало, как изготовляются эти украшения?

Так ли уж сложно?
Посильно ли нам?

Совместно с Татьяной Николаевной мы определили цель своего будущего проекта: возрождение народно-прикладного искусства по изготовлению марийских народных украшений.

Наметили следующие задачи:

  • изучить историю марийских народных украшений;
  • выяснить роль украшений в жизни наших предков;
  • изучить отношение обучающихся школы, родителей и учителей к
  • освоить технологию изготовления национальных украшений.

Мы изучали материалы по теме в библиотеках школы, посетили школьный краеведческий музей, где представлены народные костюмы. Искали материал в Интернет ресурсах.

Кроме того, мы опроси своих бабушек, дедушек, друзей, учителей, что им известно о марийских народных украшениях.

Провели анкетирование среди обучающихся. Результаты его представлены в диаграмме, из которой можно сделать вывод, что интерес к истории марийского костюма имеется у детей младшего возраста, а чем старше дети, тем этот интерес угасает.
Мы определили, что об истории национального костюма в основном узнают в школе на уроках ИКН, лишь несколько человек отметили, что им рассказывают родители – мамы и бабушки.
Ни один из опрошенных сам не занимался изготовлением украшений, поэтому нас ещё больше заинтересовало это занятие.

Из книги Т.Л. Молотовой «Марийский народный костюм» мы узнали об истории возникновения, роли и значимости украшений в жизни наших далёких предков.

С древних времен украшения имели особое значение в жизни человека.

Украшения подчеркивали возраст, социальное, семейное и имущественное положение. Кроме того, они использовались в качестве оберегов.

Уже в 5-7 веках было несколько видов украшений. Это украшения с шумящими подвесками, нагрудные застежки и пряжки.
В 9-11 веках производилась отделка украшениями головных уборов, одежды и обуви. Позднее появились головные, наручные, нагрудные украшения.

Большое значение в украшениях имели монеты. Блестящие монеты являлись символом солнца, считалось, что звон серебра отгоняет злых духов.

Украшения накапливались в семье десятилетиями, передавались по наследству от матери к дочери. Полный комплект женских украшений весил до тридцати килограммов и более.

В 19 веке запретили сверление монет и стали использовать чеканки и металлические бляшки. Кроме серебряных монет в изготовлении украшений широко использовались бусы, бисер, пуговицы, цепочки, бахрома, кисти, раковины каури. Каури за внешнее сходство со змеиной головой называли ужовками. Их привозили арабские и персидские купцы. Женское свадебное украшение аршаш целиком делалось из раковин каури.

Стеклянные бусы и бисер служили заменителями натурального речного жемчуга и кораллов. Их привозили из Бухары. Использовали при изготовлении украшений в сочетании с монетами.

К головным украшениям относятся околоушные подвески с монетами, в верхней части которых имеются петли для ушей. Подвески комбинировались ожерельем, сделанным из бисера и монет, и назывались он | ылашйымал. Околоушные подвески считались празднично-свадебным украшением.

В качестве шейных украшений бытовали разнообразные формы ожерелья из бисера и монет.

На грудь спускалось украшение ший аршаш. Оно представляло полосу кожи или холста с чешуйчатыми рядами монет.

Важным элементом костюма были пояса и поясные подвески. Богато украшенные кистями, бисером, каури, монетами считались ювелирным изделием. Свадебные поясные подвески делались из металлических трубочек.

Украшения дополняли друг друга, образуя единый ансамбль. Они сохраняли свою традиционную форму в течение многих поколений.

Рассматривая книгу Э.Меджитовой «Марийское народное искусство» на страницах 96 –97 мы увидели современные свадебные пояса, выполненные мастерицей Нагаевой Раисией Васильевной.

И сразу же возник вопрос к нашей учительнице Нагаевой Т.Н.: А не является ли она её родственницей?

Оказалось, что Раисия Васильевна свекровь нашей учительницы и мать Нагаева Юрия Петровича, учителя технологии нашей школы.
Татьяна Николаевна рассказала нам, что Раисия Васильевна обучила её изготовлению украшений. А теперь свои умения передает нам на занятиях дополнительного образования «Марийские национальные украшения».

Изучив теоретический материал мы приступили к изготовлению украшений.

Для этого нам понадобились следующие материалы:

— красная материя 40см х на 50см;

— холщовый материал 30см х 40 см:

— металлическая проволока толщиной 1 мм и 3 мм длиной 10 м;

— бисер мелкий и крупный разных цветов;

— блестки круглые разных цветов;

— швейные нитки разных цветов;

— тесьма и ленты разных цветов 4 м;

— пластмассовые пластины разных цветов;

— иголки, наперстки и ножницы;

— пробойники разных диаметров и форм:

Основными этапами изготовления украшений являются

— подготовка материалов (пробивка и прокалывание бляшек, пуговиц);

— прошивание основы изделия блесками, пуговицами, монетами;

— кручение коротких и длинных цепочек;

— изготовление отдельных деталей изделия из цепочек, бисера и монет;

— сборка отдельных деталей в целое изделие.

Реализуя данный проект, мы многое узнали о марийском национальном костюме. Изделия нашего проекта можем использовать для выступления на концертах, на уроках ИКН, выставках. А овладев технологией изготовления, можем сами обучить своих друзей и знакомых.

Приезжайте к нам учиться.

Будем вместе мастерить.

В жизни может пригодиться

Людям радость подарить.

Выступление с марийскими частушками под гармонь.

Презентация «Марийские мастера декоративо-прикладного искусства»

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Исследовательская работа Тема: «Марийские мастера декоративно-прикладного творчества» Работу выполнил ученик 2-б класса средней школы № 13 г.Йошкар-Олы Жаматов Сергей Руководитель: Яндыкова С.С., учитель начальных классов 2017 г.

Цель и задачи исследования: 1. Ознакомить с искусством давних традиций народа мари. 2. Привить интерес к народно-прикладному искусству своего края. 3. Бережно и заботливо сохранить и приумножить все достижения предков. 4. Продолжить лучшие художественные традиции в воспитании подрастающего поколения. Предмет исследования – ремесло и изделия марийских народных умельцев.

Опрос-анкетирование: В анкетировании приняли участие 20 одноклассников. Вопросы Ответы 1. Что такое декоративно-прикладное искусство? Украшение – 10 чел. Рисование – 5 чел. Поделки – 4 чел, Затрудняюсьответить – 1 чел. 2. Использовалили народы мари искусство украшения в своем быту и своей жизни? Да – 17 чел. Нет – 1 чел. Затрудняюсь ответить – 2 чел. 3. Какие музыкальные инструменты изготовлялисвоими руками народные умельцы? Гусли – 10 чел. Барабан– 6 чел. Волынка – 3 чел. Затрудняюсь ответить – 1 чел. Каким ремеслом занимались народы мари? Плели из бересты – 9 чел. Поделки из соломы – 5 чел. Резьба по дереву – 5 чел. Вышивали – 5 чел. Затрудняюсь ответить – 1 чел.

Декоративно-прикладное творчество – это искусство изготовления различных бытовых предметов. Слово «декоративный» имеет латинское происхождение, означает «украшать».

Мастера вручную, с применением простейших приспособлений изготавливали из различных материалов посуду и утварь, орудия труда, одежду, украшения, обувь, детские игрушки, предметы конской упряжи и музыкальные инструменты.

К декоративно-прикладному искусству относятся художественно выполненная мебель, посуда, одежда, ковры, вышивки, резьба по дереву, игрушки, лозоплетение. Народы мари издавна занимались художественной обработкой дерева, металла, камня, кости, а также вышивкой, кружевоплетением, узорным ткачеством, кожевенным, валяльным производством.

Прославленным гусляром среди марийцев был Терентьев Павел Терентьевич. Он родился в конце 19 века в деревне Шеныштур Моркинского района. Самостоятельно усвоив приемы игры на гуслях, он достиг высокого мастерства в исполнительстве. Был желанным гостем на праздниках, его приглашали на концерты и олимпиады. В 1938 году он был в Москве участником второго Всесоюзного конкурса исполнителей на народных инструментах. Играл на гуслях собственного изготовления. Был в деревне рядовым колхозником.

Волынка – шявыр. Слово произошло от слова «шявырон», что означает «мочевой пузырь» животного. Её использовали в основном в бытовой жизни: во время праздника, свадьбы или на веселых сборищах молодежи.

Архитектурная резьба марийцев не имеет давних традиций. Декор жилища получил массовое распространение в основном с середины XIX в., когда на смену курным избам с волоковыми окошками пришли избы «по-белому» с наличниками, обращенными фасадом на улицу.

Повсеместно среди плотников и столяров немало мастеров-резчиков, которые по заказу украшают жилища односельчан и своей округи. Резьба наличников и карниза, г. Козьмодемьянск

Ворота. Горные марийцы

Народную резьбу по дереву на профессиональный художественный уровень поднял Геннадий Зыков. Он родился в феврале 1940 г. в деревне Малая Каракша Оршанского района. Член Союза художников России с 1990 года. Свой стиль художник выработал в изделиях из дерева и бересты. Г.Зыковым выполнены в большинстве случаев декоративные панно с изображением растительного и животного мира. Они обычно объединены в серии «Край лесов», «Край марийский», «Времена года», «Дары леса» и др. Г.Зыков особенно часто использует в своих работах форму круга – знак солнца – это символ тепла, света и жизни на земле. Фотографии двух известных его работ помещены ниже.

Г.Зыков. «Радуйся, народ марийский»

Г.Зыков. Декоративное панно из серии «Времена года»

Народные приёмы резьбы по дереву развивает и Юрий Морозов, передает навыки детям, готовит молодую смену резчиков в Президентской школе искусств. Известны и другие мастера марийского народа: Кожина Елена Аркадьевна, член Союза художников России с 1989 г. (панно «60 лет МАССР», «Марийский цветок» и др.) , Младшев Валерий Васильевич, резчик по дереву. Родился в 1953 г. в дер. Верхняя Чуча Новоторъяльского района. Создал десятки рам для живописи и иконописи, рамы для зеркал и трюмо. Резные ковши

панно Марий Эл панно Йошкар-Оле 400 лет

Плетение традиционных домашних изделий из прута, лозы, бересты превратилось в массовые виды кустарных промыслов. Появление корзин, гнутой черемуховой мебели и других плетеных изделий на рынках вызвало массовый спрос на эту продукцию, что заставляло мастеров проявлять творческие поиски, расширять ассортимент изделий, совершенствовать качество и разнообразить декоративную отделку.

В памяти марийского народа сохранилось имя народного умельца Мартына Егоровича Пермякова, жителя деревни Пикузино, который занимался корзиноплетением. На Казанскую выставку он представил 17 образцов различных плетеных корзин и три плетеных чемодана.

Выводы: 1. Я ознакомился с искусством давних традиций народа мари. 2. Мне интересно народно-прикладное искусство своего края. 3. Буду бережно и заботливо относится к достижениям марийских народных умельцев.

Список использованных источников: 1. Кудрявцев В.Г. «Деревянное зодчество марийцев»: Монография. – Йошкар-Ола: МарНИИЯЛИ, 2004. 2. Прокушев Г.И. «Беседы об искусстве»: Виды и жанры изобразительного искусства: Пособие для учащихся старших классов. – Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 2008. 3. Соловьева Г.И. «Марийская народная резьба по дереву»: издание второе (переработанное). – Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1989. 4. Основы художественных промыслов народа мари: ручной труд детям/Авт.-сост.Л.Е.Майкова.- Йошкар-Ола: Издательство «Вертикаль», 2007. 5. Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. УДК 069:745/749 (=511.151) М.М.Дегтева «Декоративно-прикладное наследие марийского народа и его актуализация…», 2005.

Спасибо за внимание

Бесплатный
Дистанционный конкурс «Стоп коронавирус»

  • Яндыкова София СтахиевнаНаписать 3534 16.02.2017

Номер материала: ДБ-202253

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

    16.02.2017 1683
    16.02.2017 1356
    16.02.2017 386
    16.02.2017 180
    16.02.2017 342
    16.02.2017 973
    16.02.2017 2278

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Из истории женских украшений горных мари

С древнейших времен в жизни человека особое место занимали украшения. В 5-7 веках н.э. бытовало несколько видов украшений: нагрудные застежки – сюльгамы, эполетообразные пряжки, украшения с шумящими подвесками. В 9-11 веках украшениями отделывались головные уборы, одежда, обувь.

В 10-13 веках кузнецы ювелиры знали литье, ковку и волочение проволоки. Отливались предметы в односторонних и двусторонних каменных (из известняка) и мягких формах, ковались браслеты, серебряные листы. Практиковалась чеканка изделий. Отдельные изделия покрывались резными узорами (пряжки, пластинчатые браслеты). Была распространена позолота серебряных и медных предметов. Из материалов, служивших для изготовления украшений, особо почиталось серебро. Нужно отметить, что указанные предметы использовались не только по прямому назначению – украсить костюм, они служили так же неким условным знаком, который был понятен членам отдельного сообщества. Украшения подчеркивали возраст, социальное, семейное и имущественное положение. Кроме того, они использовались в качестве оберегов.

Издавна люди одухотворяли природу. В древнейших языческих верованиях солнце, деревья, птицы, животные имели свой магический смысл.

Символом Солнца были знаки, изображающиеся в виде кругов, крестов, ромбов, розеток. Птица считалась воплощением света, жизни, всего сущего. Изображения дерева жизни, двух птиц или животных, предстоящих перед деревом, служило знаком семьи, рода. Воплощением образа женщины, олицетворением семьи и плодородия было символическое изображение утки. Со временем древние символы утратили свое культовое значение, приобретая сказочный характер в фольклоре и декоративно прикладном искусстве.

К концу 17 столетия указом царского правительства было запрещено чувашам и марийцам заниматься серебряных дел мастерством, чтобы они не имели возможности изготавливать оружие, которое им категорически запрещалось продавать. В результате этого марийцы не могли изготавливать даже металлические украшения, которые в большом количестве пользовались спросом у марийских женщин.

Этот указ был отменен в конце 19 века, но навыки в обработке металлов у марийцев исчезли, и они продолжали приобретать необходимые им металлические вещи, начиная от орудий труда и заканчивая различными побрякушками, нашиваемыми на женские одежды. Под влиянием тюркоязычных соседей в украшениях горных марийцев все большее место начинают занимать монеты. Блестящие монеты являлись символом солнца, считалось, что звон серебра отгоняет злых духов. Полученные за продажу товаров серебряные монеты в оборот не пускались, в основном их использовали для изготовления женских украшений. Украшения накапливались в семье десятилетиями, передавались по наследству от матери к дочери. Украшения были собственностью жены, муж на них не имел права. Если женщина умирала вскоре после свадьбы, украшения передавались ее роду.

В 19 веке правительство запретило сверление монет, что явилось одной из причин широкого использования имитаций монет, чеканки и металлических бляшек. Кроме серебряных монет, их имитаций и металла, при изготовлении украшений широко использовались бусы, бисер, пуговицы, цепочки, бахрома, кисти, раковины каури. Каури за сходство со змеиной головой называли ужовками. Их привозили из тропических стран арабские и персидские купцы, приезжавшие в Поволжье для обмена и торговли. Каури ценились наравне с серебром, драгоценными камнями и служили денежной единицей. Стеклянные бусы и бисер служили заменителем натурального речного жемчуга и кораллов. На оживленные волжские базары они попадали из Венеции и Богемии, а крупный бисер, напоминающий кораллы, привозили из Бухары. Стеклянные бусы продавались на вес. Драгоценные камни в марийских украшениях практически не использовались.

Женские украшения сохранили свою традиционную форму в течение жизни многих поколений. Обладательница украшений обычно знала, от кого они унаследованы, вплоть до прабабушки. Каждая женщина дополняла и обновляла украшение в соответствии со своим вкусом и возможностями. Если вышивка говорит о трудолюбии, то украшения о богатстве хозяйки. Наибольшее количество украшений одевались по праздникам.

Г.Ф. Миллер в 1791 году обратил внимание на возрастные различия в ношении одежды и украшении марийцами: «старухи и вдовы весьма редко в уборном платье ходят, а девки носят убору больше, долее же всех замужние жены».

Наиболее древнее у горных марийцев нагрудное украшение – сюльгама со временем преобразовалась в большое нагрудное украшение из монет, нашитых в виде рыбной чешуи на кусок кожи (почкаму), отделанную бусами и бисером. Зажиточные женщины носили по две почкаму, одевая их одна на другую, а бедные – по одной и с меньшим количеством монет. На грудь спускалось украшение, называемое «танганкайтан». Оно представляло полоску кожи или холста с чешуйчатыми рядами монет. У горных мариек, поддерживаемые тесьмой через голову, около ушей свисали тяжелые украшения из толстой проволоки – серьги. Чаще всего их делали из сплава с серебром, который называли польским серебром, или посеребренного мельхиора, называемого альпака. Украшения из этих металлов обладали блеском серебра и хорошо сочетались с серебряными монетами.

Во второй половине 19 века появились марийские кустари, изготавливавшие широкие металлические цепочки, которые применялись в качестве украшений. Этим ювелирным промыслом были заняты жители деревни Чаломкино (Салымсола). До сих пор является загадкой, откуда берет начало этот промысел. Можно полагать, что привез его в родные края некий безвестный рекрут из дальних краев и научил земляков тонкому ремеслу. Они изготавливали цепочки из низкопробного, так называемого, «польского» серебра, а также разного рода металлических сплавов: латуни, альпака, оловянного сплава. Мастера чаще всего специализировались исключительно на изготовлении этих цепочек, которыми снабжали весь горномарийский край, в небольшом количестве изготавливались браслеты, латунные игольники, подвески и т.п.

Непосредственного соприкосновения кустаря – производителя с потребителем при сбыте изделию почти не было. Сбыт продукции большей частью осуществлялся при участии посредников – скупщиков. Цепочки эти – легкие и ажурные, одно — и двуколечные, внушительные и величественные, шести — и восьмиколечные, отливающие таинственным блеском альпака, продавались в магазинах золотых и серебряных изделий Москвы, Нижнего Новгорода и других городов.

Вот как описывается процесс изготовления цепочек первым горномарийским писателем Н.В. Игнатьевым в романе «Стальной ветер»: «Вставали рано, иногда часа в два пополуночи, и почти без передышки трудились весь день. Звенья украшений спаивали на пламени керосиновой горелки, изба всегда была полна вонючего дыма, из-за которого еле различали друг друга. За такой работой засиживались до 11 часов вечера. Цепочками сами не торговали, их скупали сельские богачи, сбывали на базаре и даже отправляли в Москву!»

Кроме цепочек отливали конскую сбрую, свадебные колокольчики с нежным звоном, как валдайские, и простые для скота, изготавливали латунные игольницы, щипцы для колки орехов. Для украшения рук использовались браслеты, кольца и перстни. Браслеты (кидшол), литые из узкой пластинки с незамкнутыми концами, покрыты геометрическим и растительным орнаментом. Они были распространены у всех групп марийцев, включая горных. Кольца и перстни (шаргаш) носили как девушки, так и замужние женщины. Их приобретали на местных рынках или у торговцев-разносчиков.

Важным элементом мужского и женского костюмов были пояса и поясные подвески. Богато окрашенные кистями, помпонами, бисером, каури, монетами, они воспринимались как ювелирные изделия. Свадебные поясные подвески (сусын ышпел) – делались из металлических трубочек, подобно древнемарийским украшениям. Особенно интересными являются поясные набедренные подвески горных мариек. Шили их из прямоугольных кусочков холста. На концы пояса подвешивались бисерные сумки, монеты, раковины каури и бахрома из шерстяных и крученых шелковых ниток. Вышивку часто дополняли декоративной тесьмой или нашивали в виде узких полосок из шелковой ткани. Иногда холст заменяли кумачом, на фоне которого располагали контурную вышивку.

В начале XX века наиболее сложные и неудобные для ношения формы вышли из употребления. В этот период использовали ушные подвески, шейные и нагрудные ожерелья, цепочки.

До сих пор по праздникам горные марийки носят украшения, оставшиеся им от бабушек в знак большого уважения к старым традициям.


Женское обувное украшение 9-11 вв.

Женское обувное украшение 9-11 вв.

Женское украшение 19-20 вв.

Месерга 19-20 вв.

Наушное украшение 19-20 вв.

Подвеска коньковая 9-11 вв.

Серьга 9-11 вв.

Ушная подвеска конец 19 в.

Фрагмент головного украшения 9-11 вв.

Цепочка 19-20 вв.

Марийский национальный костюм

По мнению модных экспертов, уже наметились целые регионы России, где народный костюм перестал быть музейным экспонатом и пытается вернуться в повседневную жизнь.

Национальный костюм – это не просто одежда, это культура и история народа, его традиции и образ жизни. Яркий пример этого – марийский национальный костюм, в котором отразились представления народа мари о гармонии и красоте жизни.

Народ мари относится финно-угорской языковой группе и является последним языческим народом в Европе. Несмотря на принятое много веков назад христианство народ мари проводит магические и языческие ритуалы.

Народ делится на три территориальные группы:

* горные марийцы Республики Марий Эл;
* луговые – Волго-Вятского района;
* восточные – Башкирской республики и Приуральского района.

У каждой группировки марийцев в костюме присутствуют свои особенности, различия в украшении и орнаментации, но в целом все элементы народной одежды у мари одинаковые.

Основные части народного костюма

Обычный костюм состоит из рубахи, штанов, пояса с подвесками, головного убора и обуви: в повседневной жизни это сплетенные лапти, а в праздничные – ботинки из овечьей или коровьей кожи.

Модель праздничной одежды ничем не отличалась от будничной – наряд можно было отличить только по специфическим подвескам и украшениям.

Туника – основная часть любого марийского наряда, – создавалась следующим образом: на домашнем станке изготавливалось полотно из льна или конопли определенной длины, затем ткань складывали пополам и вырезали отверстие для головы. Без выкраивания проймы часть полотна загибали вдоль и пришивали – таким образом получались рукава.

В холодное время года национальный костюм дополняли следующие элементы: кафтаны разного типа, шуба из овчины, зимняя обувь (валенки, реже – сапоги) и теплый головной убор.

Особенности марийского народного костюма

Марийский костюм, как и наряд любой другой народности, имеет свои характерные черты и особенности:

Основной цвет – белый с вкраплениями черной, бардовой и коричневой вышивки. В более поздние периоды в национальной одежде стал преобладать красный цвет – его получали в результате варения определенных растений.


Юлия Шалаева, корреспондент ГТРК «Вятка»

В вышивке в большей степени присутствовали геометрические и растительные орнаменты, символизирующие принадлежность носителя одежды к той или иной социальной группе. Кроме того, в вышивке были зашифрованы ритуальные символы, приносящие удачу и благополучие.

Марийский костюм попал под влияние русской культуры и многое заимствовал от нее: например, в более поздние периоды марийцы стали изготавливать одежду из хлопка, а не из льна, как было ранее.

Под любой наряд, не важно – мужской он или женский, – надевались штаны.

Мужской костюм состоял из рубахи немного ниже колен, пояса, кафтана, холщовых штанов и лаптей. В конце 19 века длина рубахи уменьшилась – к этому времени туника доходила только до середины бедра.

Что касается штанов, то в разных группах мари они шились по-разному. Луговые и горные марийцы шили узкие штаны, а восточные — широкие.

Кафтаны составляли неотъемлемую часть гардероба: летом они изготавливались холщовых тканей, а зимой – из сукна. Как правило, кафтаны были черного и белого цветов.

Примечательно, что вырез на нательной рубахе обвязывался специальным орнаментом, который оберегал мужчину от нечистой силы и дурного глаза.

Неотъемлемой частью костюма был головной убор – зимой эта была валяная шапка или шапка-ушанка, летом – белая (праздничная) и черная (повседневная) шляпа, которую позже вытесняла фуражка.

В отличие от мужского женский наряд отличался большим разнообразием и неповторимой красотой украшений и орнаментов.
Основу женского одеяния также составляла рубаха-туника, расшитая орнаментом на груди, рукавах и подоле. Значение символов вышивке говорила о принадлежности носительнице к культуре, ее социальном статусе и семейном положении. В редких случаях орнаментом покрывалась и спина рубахи.

Женская туника украшалась бисером, пуговицами и разноцветными лентами – чем больше украшений было на рубахе, тем больше женщина могла гордиться своим рукодельным умением.

Под рубаху марийские женщины, как и мужчины, надевали холщовые штаны. Их покрой зависел от местности проживания – восточные марийцы облачались в просторные штаны, горные и луговые – в узкие.

Женские кафтаны делятся на летнюю модель и зимнюю. Летний кафтан длиной достигал уровня талии носительницы, зимний кафтан был предназначен для сохранения тепла и имел прямую туникообразную форму.

Головной убор в составе женского марийского народного костюма играл важную роль и делился на два основных типа – девичий и женский. Украшение, модель и определенный вид ношения головного убора указывали на статус и положение марийки в обществе и возраст.


В древние времена замужние женщины носили украшенные орнаментом платки и шали, а девушки – кожаные и шерстяные повязки, щедро украшенные бисером и монетами. Позднее платки и повязки дополнились другими уборами: полусферической такией, на которую надевается обычный платок, каркасной шапкой, лопатообразной сорокой, остроконечным убором и так далее.

Обязательными элементами женского костюма были следующие элементы: нагрудник, передник и пояс. Эти элементы украшались пестрыми лентами, монетами, вышивкой и бисером. На пояс прикреплялись кошельки, платочки, специальные карманы, разноцветные полотенца, железные кольца и сережки и многое другое.

Передники вышивались тесьмами, лентами и украшались монетами и бусинами. Нагрудники имели разные виды и формы и почти полностью состояли из монеток.

Что касается обуви, то у женщин она был такой, какой у мужчин – это лапти летом и валенки зимой.

Женский марийский наряд был красив, богато украшен и вышивкой, и лентами, и монетами. По своему желанию женщина или девушка могла дополнительно украсить свой наряд кольца, бусами, поясными полотенцами и другими аксессуарами.

Детские марийские костюмы во многом напоминают взрослые, только на детских меньше украшений и вышивки имели обережный, защитный характер. В наряде девочек нередко присутствовали яркие воланы – на рукавах от локтя и до конца, а в основной части одежды от пояса до подола.

Самым красивым у марийцев среди всех видов одеяний был свадебный костюм. Основной цвет одеяний, конечно, белый.
Жених надевал свой праздничный наряд, опоясывал себя специальным поясом, украшенным монетами, и надевал особую шапку с загнутыми краями.

У невесты свадебный наряд состоял из нескольких частей. На нательную рубаху надевалось белое платье, подол которого исшит монетами, сверху надевался кафтан белого цвета, затем зеленый кафтан, по всем краям которого вшивались монетки, а поверх всего этого – вышитый свадебным орнаментом фартук, который завязывался специальным поясным полотенцем.

Все элементы наряда украшались монетами, лентами, бусами, подбивались мехом, украшались яркой вышивкой и пестрой тесьмой. В украшениях не было никаких границ, кроме соблюдения традиций и фантазии мастериц. На невесте обязательно должен присутствовать красный платок – летом он повязывается поверх такии, зимой – поверх меховой шапки.

Некоторые элементы свадебного наряда у марийцев разной группы отличаются друг от друга, но все костюмы одинаковы красивы и богато украшены.

Современный марийский национальный костюм

Время не стоит на месте, и марийский национальный костюм претерпевает изменения, но даже в современный технологичный век он не теряет своей актуальности и популярности среди представителей народа мари. Все больше молодых людей надевают национальный костюм на свадьбы, праздники и торжественные мероприятия, тем самым показывая свою приобщенность к истории и культуре марийского народа.


Современный свадебный костюм с национальным марийским орнаментом


Как бы ни менялся марийский национальный костюм, он всегда будет воспеваться и почитаться благодарными потомками, не забывающими о культуре и традициях своего народа.
Отсюда

*********************************

Эльвира Куклина

Так, главный редактор интернет-журнала «Арслан» Эльвира Куклина рассказала : «Я с удовольствием ношу одежду в этностиле. Но не только на официальных мероприятиях, а также каждый день. В моём гардеробе есть много вещей, украшенных марийской вышивкой. Это и платья, костюмы, блузки и даже сумки. Ещё мне нравятся наши марийские украшения. Чтобы завершить образ, я часто использую украшение из ракушек каури, что также является оберегом. Я считаю, что молодому поколению стоит обратить больше внимания на национальную одежду и украшения. Ведь так мы показываем, свою любовь к культуре своего народа».


Эльвира Куклина на передаче «Большая страна» на Общественном телевидении России в костюме с марийским орнаментом и украшениями.

В Йошкар-Оле уже 10 лет проходит межрегиональный конкурс национального костюма “Марий вургем пайрем унала ӱжеш” — “Праздник марийского костюма приглашает в гости”.


Mежрегиональный конкурс национального костюма “Марий вургем пайрем унала ӱжеш” — “Праздник марийского костюма приглашает в гости”.

А недавно в начальной школе одной из деревень Кильмезского района разработали уникальную авторскую программу по изучению марийской культуры.

Ну и конечно же марийцы обязательно одеваются в традиционные костюмы на свои национальные праздники.

Один из главных праздников, на который ежегодно собираются тысячи марийцев со всей республики и из-за ее пределов называется «Пеледыш пайрем» или «Праздник цветов».


Празднования праздника «Пеледыш пайрем»

Праздник имеет интересную историю.

У марийцев, как и у многих других народов, существовал весенний праздник, приуроченный окончанию полевых работ. Назывался он “Агавайрам” и сопровождался языческими молениями в священных рощах. В 1920 году, после установления советской власти, в противовес религиозным праздникам власти решили внедрить советскую традицию. Впервые праздник «Пеледыш пайрем» состоялся в мае 1920 года в селе Сернур. В 30-е годы он был запрещен. Возобновились празднования в 1965 году. Сейчас Пеледыш пайрем празднуется очень масштабно.


Празднования праздника «Пеледыш пайрем» в городе Йошкар-Ола Республика Марий Эл.

Кроме того марийцы слегка по-своему, с национальным колоритом, празднуют такие праздники как Пасха или Масленица.


Кугече — Марийская Пасха


Марийский национальный праздник Семык


Праздник Ӱярня — марийская Масленица

Не говоря уже о марийских свадьбах, даже в городах.

Ну и как вам свадебная этническая одежда и костюмы Эльвиры Куклиной «на каждый день»?

10 ПРОКЛЯТЫХ ЮВЕЛИРНЫХ УКРАШЕНИЙ

Бриллиант «Надежда»
Это, пожалуй, самый известное несчастливое украшение: каждый, кто его когда-то носил, либо сошел с ума, либо был растерзан дикими собаками (так говорят). Вот некоторые из людей, которые когда-то владели камнем. Мария Антуанетта и Король Луи XVI (им отрубили головы), принцесса де Ламбалл (ее до смерти избила толпа), Жак Коле (самоубийство), Сурбайа (ее насмерть заколол ножом любовник, который и подарил ей камень) и Симон Монтариде (погиб в дорожной аварии вместе с семьей).

Черный бриллиант «Орлов»
Камень, который еще называют «Глаз Брахмы», был предположительно украден со статуи индуистского бога Брахмы в Пондичерри. Это объясняет проклятие, а также ряд самоубийств, которые совершали его владельцы.

Дж. Перис (это он привез бриллиант в США в 1932 году) прыгнул с небоскреба в Нью-Йорке. Следующими бриллиантом владели российские княжны Надежда Орлова и Леонила Галицына-Бариатински, они обе покончили жизнь самоубийством с разницей в несколько месяцев, спрыгнув со зданий в Риме. С тех пор камень был разделен на три части, а ювелир, который это сделал, заявил, что таким образом он разрушит проклятие. Может быть, так и случилось, т.к. после этого случая мы мало что знаем об этих камнях. Только лишь в 2006 году голливудская актриса Фелисити Хоффман решилась надеть бриллиант на церемонию вручения премии Оскар, но все-таки к концу церемонии сняла его.

Бриллиант «Кохинор»
Это бриллиант весом в 186 и 1/16 карата можно увидеть в Лондонском Тауэре вместе с другими королевскими драгоценностями. Его привезли из Индии в 1850 году и подарили королевской семье.

Сейчас он находится на королевской короне Елизаветы II . К счастью для королевы, для нее лично бриллиант безвреден, так как он может навредить только мужчине, который его носит. Каждый из мужчин, кто носил этот камень, будучи королем, вскоре лишался короны.

Настоящее кольцо, которое правит миром.
Возможно, именно это кольцо было вдохновением для Толкиена. Это римское кольцо, которое ассоциируют с божественным проклятием, сейчас выставляется в английском дворце Вайн в Хэмпшире, где также изучают его возможное влияние на творчество Толкиена.

Золотое кольцо весом в 12 грамм предположительно нашли в 1785 году недалеко от Силчестера, места нахождения древнего римского города Calleva Atrebatum, а в переводе с латыни на кольце написано «Сенициан, живи в мире с Богом».

Это кольцо связывают с Толкиеном еще и из-за другой археологической находки – так называемого «карликового холма» в Глосестершире. Здесь есть табличка, на которой написано о проклятии Сеницианского кольца. Если верить надписи, каждый сеницианец будет проклят, пока вор не вернет кольцо на место.

Пурпурный сапфир из Дели
Камень обнаружил всего 30 лет назад Питер Танди, куратор Национального Исторического музея в Лондоне. Долгое время камень находился в хранилищах музеев, охраняемых защитными чарами, причем в коробке было предупреждение: «Кто бы ни открыл эту коробку, сначала прочитайте это предупреждение, а затем делайте то, что хочет камень. Я бы посоветовал выбросить камень в море.»

Камень был привезен в Англию в середине 19 века полковником Феррисом, который вскоре обанкротился, как и его сын. Затем его приобрел писатель Эдвард Херон-Аллен, который заявил, что камень приносил ему несчастья. Потом камень запечатали в шкатулке и отдали управляющему семьи с наказом, что шкатулку нельзя открывать, пока Херон-Аллен не умрет. Спустя три года после его смерти управляющий открыл шкатулку и передал камень в музей.
На фото: Эдвард Герон-Аллен

Лидийские сокровища
Лидийские сокровища – это коллекция драгоценностей, посуды и золота. Но некоторые из экземпляров, а именно брошь и ожерелье, приносили своим владельцем только несчастья.

Роковое ожерелье Марии-Антуанетты
Ожерелье из бриллиантов на две с половиной тысячи карат. Некая дама – Жанна Ламотт-Валуа, выдававшая себя за доверенное лицо королевы, обманом принудила тогдашнего кардинала выкупить ожерелье якобы для Марии-Антуанетты.

Когда по векселям никто не уплатил, ювелиры обратились к королеве. И с удивлением узнали, что она ничего у них не покупала. Началось судебное разбирательство. В результате драгоценность вернулась к своим создателям, кардинала выслали из страны, а мошенницу Жанну публично высекли, заклеймили и сослали в тюрьму.

Но на этом история ожерелья не заканчивается. Судебный процесс спровоцировал недовольство в стране, а так как во Франции уже вовсю зрела революция, то Марию-Антуанетту обвинили в расточительстве и в том, что она покупает баснословно дорогие украшения тогда, когда остальные граждане голодают. Так начиналась Великая французская революция в результате которой коронованных особ отправили на плаху.

Перстень Альфонсо XII
Этот перстень с опалом король Испании Альфонсо XII в 1875 году подарил своей молодой супруге — принцессе Мерседес. Вскоре случилась так, что королева умерла через два месяца после свадьбы от туберкулеза. Перстень с опалом достался сестре короля – инфанте Марии-дель-Пилар, которая тоже скороподстижно скончалась.

Король решил жениться повторно. Он остановил свой выбор на Марии Кристине Орлеанской. К несчастью, и она скончалась от туберкулеза, не дожив до свадьбы. Когда, наконец, женатый во второй раз король, счастливый отец троих детей, тоже скончался от туберкулеза, не дожив три дня до своего 28-летия, газеты запестрили заголовками о таинственном опале, «приносящем несчастье».

Перстень с опалом пожертвовали изображению Пресвятой Девы Альмуденской. В Однако в 1939 году генерал Франсиско Франко забрал перстень и отдал его . Адольфу Гитлеру. Гитлер носил его. Некоторые источники утверждают, что этот перстень был у него на пальце и в день самоубийства — 30 апреля 1945 года.

Бриллиантовые серьги князей Мещерских
В семье князей Мещерских из поколения в поколение передавались серьги с крупными алмазами, а вместе с ними и родовая легенда, которая гласила: «Если это украшение наденет неверная супруга, то с ней обязательно что-то случится». Один из князей поведал эту историю своему другу – Александру Сергеевичу Пушкину. Поэт верил в мистику, поэтому попросил приятеля дать ему на время эти серьги. Он так яростно ревновал свою обожаемую супругу, что решился на эксперимент. Однако сережки «поступили» по-своему. Через несколько дней после того, как она надела серьги, ее муж был ранен на дуэли и скончался от смертельной раны.

В начале прошлого века украшение досталось жене Александра Мещерского – Екатерине. Семья не одобряла этот брак, а тетушка князя предсказала юной княгине беды и всевозможные несчастья. Мотивировала она свои пророчества тем, что эти старинные бриллианты могут носить только потомки их рода, а остальных они серьезно наказывают. Так и получилось – скоропостижно скончался князь Александр, а любовник Екатерины отказался жениться на ней, и она потеряла свое положение в обществе. Потом молодой женщине пришлось пережить кошмар октябрьской революции, аресты, унизительные допросы и ссылки.

Бриллиант «Санси»
В Европе индийский алмаз был талисманом герцога Бургундского Карла Смелого. Однако в битве при Нанси в 1477 году Войско Карла Смелого потерпело поражение, герцог был убит.

Согласно историческим данным к 1570 году бриллиант приобрел маркиз де Санси. Маркиз крайне дорожил камнем и дал ему свое имя, однако, никто не знает по какой причине маркиз спонтанно решил подарить бриллиант хоть кому-то. Но в архивах отмечено, что «с момента появления алмаза их сиятельство перестали есть, спать и были заняты лишь созерцанием таинтсвенного камня». Так или иначе, но теперь проклятый камень оказался у короля Франции, а вскоре Генрих Третий был убит. Следом за ним взошел на престол Генрих Четвертый, но ему было не на что содержать армию, и он принял решение продать бриллиант Санси, но посланный с камнем нарочный был убит в пути. Каменьнашли. его извлекли из желудка убитого, но спустя несколько дней на короля было совершено покушение и Генрих Четвертый погиб.

Затем кровавый Санси оказался у династии Стюартов. После трагедий в семье Стюартов камень оказался у Бурбонов. И всюду, где бы не появлялся, владелец расплачивался жизнью. Следующий его владелец Людовик 16 ый оказался на эшафоте, и гильотина оборвала его жизнь. Камень словно желал отыграться на монархах и всей власти: кровь лилась потоками, страну буквально утопили в крови перевороты и революции. Потом он появился в России в 1830 году у уральского заводчика Демидова, подарившего бриллиант своей жене Авроре Карловне Шернваль.

В начале двадцатого века, пережив череду смертей, потомки Демидова продали Санси. Кому -доподлинно неизвестно. Есть предположение, что роскошный камень, в дорогой оправе из чистейшей платины купил Ричард Бартон для любимой супруги Элизабет Тейлор.

Читайте также:  Свойства и отличительные особенности белого золота и серебра
Elton-Zoloto.ru