Kaтeгopия: интepecнoe o kamнях
Elton-zoloto.ru

Драгоценные металлы

Kaтeгopия: интepecнoe o kamнях

Из чего и как построен Мачу-Пикчу?

Сам факт существования перуанского города-музея Мачу-Пикчу вызывает множество вопросов. В современной исторической традиции принято считать, что комплекс сооружений на выровненной вершине одной из андских гор был построен приблизительно 500 лет назад по воле инкского императора Пачакутека. Возможно, начало строительства приходится на время правления венценосного отца Пачакутека – Виракочи.

Использовался Мачу-Пикчу то ли в качестве дачной резиденции, то ли как религиозный центр, то ли в роли цитадели. Назывался город в ту пору как-то по-другому. Неизвестно, почему Мачу-Пикчу был оставлен жителями…

Но главная проблема, над которой ломают головы поколения исследователей, носит инженерный характер.

Загадочная технология строителей Мачу-Пикчу

Стеновые камни и плиты, использованные при строительстве Мачу-Пикчу и других подобных объектов, выполнены из андезита и местных сортов гранита. Масштабные объемы строительства подразумевали ритмичные и бесперебойные поставки материала, для чего должны были работать каменоломни.

Как, однако, инкам удавалось добывать твердый и прочный камень, если в их распоряжении не было ни стали, ни, тем более, твердосплавных резцов? Местные энтузиасты провели ряд экспериментов, записанных на видео и доступных в интернете. Используя примитивные каменные орудия, самодеятельные исследователи показывают на камеру приемы вытесывания строительных блоков.

Производительность такого труда крайне невысока, значит, заготовкой стройматериалов должны были заниматься многочисленные рабочие в течение длительного времени. Однако никаких следов подобной деятельности не обнаружено. Да и ограниченные людские ресурсы древней империи не позволяли такого расточительства.

Кроме того, следует учитывать фактор качества.

Два способа кладки в Мачу-Пикчу

Малозначащие строения древних инков – не только в Мачу-Пикчу, а повсеместно – сооружались из грубо обработанного камня, укладываемого на глиняный раствор. Вытесанные энтузиастами образцы как нельзя лучше подходят для «чернового» строительства.

Важные сооружения возводились в технике полигональной кладки без использования цементного раствора и каких-либо иных вяжущих. Подобный метод строительства позволяет создавать здания с большим запасом прочности и великолепной устойчивостью к сейсмическим нагрузкам. Секрет успеха состоит в точной подгонке стеновых камней друг к другу.

Вот этот-то секрет и остается неразгаданным по сей день.

Полигональная кладка строений Мачу-Пикчу

Современные пробы создания полигональной кладки подразумевают совместную (одной пилой две детали) или шаблонную (спаренными пилами) распиловку контактирующих в кладке элементов. Используются в таких случаях ручные камнерезные пилы, выкованные из закаленной стали. Но у инков стали не было!

Мало того! Одновременная распиловка стеновых элементов дает прекрасно сопрягаемые плоские поверхности. Однако в строениях Мачу-Пикчу встречаются подогнанные друг к другу криволинейные поверхности. А в некоторых камнях, помимо всего, сделаны выемки, понижения, отверстия идеальной геометрии.

Как производилась такая подгонка? Как древние мастера добивались плотного прилегания лекальных поверхностей? Чем обеспечивалась чуть не прецизионная точность обработки?

Логистика Мачу-Пикчу

Масштабное строительство – это не только заготовка материалов и мастерство ремесленников. Это еще и своевременная доставка грузов к месту строительства! Даже если расстояния от заготовительного предприятия до стройплощадки невелики, для транспортировки массивных деталей требуется мощная тягловая сила, подъемные устройства, прочный такелаж, собственно транспортные средства.

В распоряжении инков имелся лес и луговая растительность, так что катки, полозья и канаты им было из чего сделать. Но, не зная колеса, транспортировать многотонные блоки на значительные расстояния они не могли. Правда, можно предположить, что строительный материал для Мачу-Пикчу добывался на месте, в процессе выравнивания вершины горы, и многосложной транспортировки не требовал.

Только не все инкские города располагались в местах концентрации качественного камня! Перуанский историк Гарсиласо де ла Вега, современник Сервантеса, описывает попытку одного из императоров инка воспроизвести строительный процесс. Правитель, дабы показать испанцам величие своего народа, отрядил многотысячный отряд на доставку и установку готового, но брошенного монолита.

Попытка оказалась безуспешной: катки крошились, канаты перетирались и рвались, люди, придавленные огромным камнем, калечились и гибли.

Мачу-Пикчу построили не инки?

Есть мнение, что сооружения полигональной кладки инки построить не могли в силу недостаточности знаний и умений. Предполагается, что все совершенные строения в технике полигональной кладки на территории Перу (а то и всей Южной Америки) были созданы некими предшественниками индейцев.

Хронология развития человечества дает теоретическую возможность существования развитых цивилизаций в допотопные времена – но сколько-нибудь достоверных следов мифических «атлантов» и им подобных экзотов пока не обнаружено.

И потом, не так важно кто строил Мачу-Пикчу. Важно знать как шло строительство!

Пластилиновая кладка Мачу-Пикчу

Сегодня наиболее жизнеспособной признается гипотеза об утраченном искусстве инкского камнерезного дела. Дескать, природный камень обрабатывался резкой, выдалбливанием, шлифованием; в нижней части блоков оставлялись выступы для крепления такелажа; после монтажа конструкций выступы удалялись, а лицевая поверхность кладки шлифовалась.

Остается неясным, чем работали мастера и как выдерживалась заданная геометрия блоков.

Не менее интересна теория так называемой «пластилиновой» кладки. Речь идет об искусственных стройматериалах, якобы использованных инками для возведения строений Мачу-Пикчу и впоследствии ставших неотличимыми от природного камня.

Слабых мест у этой теории немало. Но в то же время европейские строители уже в 1138-м году использовали искусственный камень для возведения огромной крепости Каркассон, что во Франции – значит, отработка технологии началась еще раньше. Кто мешал пытливым инкам сделать подобные открытия и изобретения – и впоследствии утратить знание?

Секреты Мачу-Пикчу оказались стойкими

Общий итог исследований Мачу-Пикчу, начатых в первом десятилетии ХХ века и не оконченных поныне, неутешителен. Мы не уверены в авторстве построек и не знаем методов ведения полигональной кладки. Наши реконструкции неубедительны, а гипотезы пестрят разночтениями. Нам не ясна природа строительного материала и у нас нет ни единого ремесленного инструмента той эпохи.

Видимо, время раскрытия тайн Мачу-Пикчу еще не пришло.

Каменный гость

Эта находка, как лотерейный выигрыш: годами можно не вылезать из экспедиций, изучать каждый камень и все равно быть далеким от нового открытия. А иногда достаточно посмотреть более внимательно на давно уже изученный объект и найти настоящее сокровище – петроглиф.

Это странное слово имеет много версий о своем значении. Одна гласит, что когда-то сам Петр I, найдя такой камень, дал ему свое имя. На самом деле слово “петроглиф” происходит от греческих petros (камень) и glyphos (резьба) и обозначает высеченные на камне изображения. Петроглифом можно назвать любое изображение на камне от древнейших времен до нашего времени: их однозначного определения не существует. Выглядят рисунки абсолютно по-разному, очень сложно найти среди петроглифов два более-менее похожих, но кое-какие правила все же есть. Чаще всего изображения животных животные, жилища, лодки с гребцами, сцены охоты, а также календарные, знаково-межевые и многие другие системы. Самое интересное, что взаимные пропорции изображаемых животных (горный козел, лев и др.) часто не соблюдались – огромный тур пасется рядом с крошечной лошадью, а маленький олень убегает от великана-человека. Движение в каменных рисунках передается через положение ног (скрещивающиеся ноги, оказывается, изображают животное или человека на бегу), наклон тела или поворот головы. Это лучше заметно в “диком виде”, то есть когда камень находится в той местности, где на нем сделали рисунок. Именно по этой причине тысячи людей по всему миру посещают древние памятники в их естественном виде. Постепенно увлечение перерастает в хобби, и человек превращается в искателя каменных рисунков.

Читать еще:  Свойства платины и ее стоимость в сравнении с золотом

Каменные рисунки можно найти по всему миру, практически везде, где есть камни и жили люди. Памятники наскального искусства были во многих странах – в Норвегии, Швеции, Финляндии, Испании, Франции, Австралии, Р

оссии и многих других. К числу древнейших в мире относятся найденные в Австралии. Их возраст – около 40 тысяч лет. Но коренные жители страны наносили и почитали наскальные рисунки и в XX веке. Традиция наскальных изображений зародилась еще в позднем мезолите – раннем неолите. В более южных областях они появились раньше и сохранились дольше, вплоть до современности. Мало того, до сих пор появляются новые “памятники”: наряду с настоящими петроглифами, которые продолжают вырезать некоторые племена диких народов, появляются простые, сделанные современными, образованными людьми. Да-да, современные надписи на камнях, как ни странно, тоже в какой-то мере являются петроглифами. Конечно, искатели наскальных рисунков вряд ли заинтересуются поиском камней с надписями типа “Здесь был Вася”, но ведь это не повод отказаться от соблазна и увековечить свое имя в “наскальной живописи”.

Наскальная живопись постоянно была окружена легендами. Многие считают, что эти рисунки созданы “нечистой силой”. Археологи даже обнаружили один петроглиф с выбитым поверх него христианским крестом, который нанесли с целью обезвредить “дьявольские рисунки”. Даже места, в которых они были найдены, приобретали соответствующие названия – Бесов Нос, Чертовы Следки. Но настоящего искателя древних рисунков вряд ли остановят такие истории, он будет продолжать свой путь и ни за что не прекратит поиски.

Поиск рисунков может сильно затянуться. Можно потратить целую жизнь, чтобы найти какой-нибудь петроглиф. Поэтому если вы не археолог, попробуйте начать с уже давно известных памятников. Лучший вариант – Карелия, в которой насчитывается

несколько тысяч наскальных изображений. На просмотр этих рисунков может уйти не одна командировка. Если же все просмотрено, записано и сфотографировано, есть смысл подумать о расширении поисков. Почти по всей России – от Амура до Северного Кавказа – находятся памятники древних художников. Конечно, такого обилия петроглифов, как на Онежском озере в Карелии, вы, к сожалению, нигде не найдете. Часто, чтобы увидеть одну картину, придится преодолевать большие расстояния, сталкиваясь иногда с “защитниками” памятников в лице археологов.
В результате от просмотра древнего творения вы получите неизгладимое впечатление, ведь ничто так не подогревает интерес к находке, как трудности и уникальность находки. На Кубани поиски можно начать с Лазаревского района , в котором находятся одни из самых известных петроглифов в крае. Главное – суметь на обычном и не примечательном камне их увидеть.

Увидеть петроглифы не всегда получается даже у специалистов, так как многие выбивки уже не различимы на скальной поверхности – покрылись лишайниками, подверглись выветриванию и испещрены шрамами, царапинами, выбоинами. Наглядно это доказала недавняя находка, сделанная недалеко от поселка Джубга . Летом 2006 года был обнаружен рисунок с изображениями животных и человека на уже давно, казалось бы, изученном дольмене. Обнаружили петроглиф совершенно случайно, что еще раз доказало – находку можно сделать практически у себя под носом. Главное – быть повнимательнее. Существуют самые разные способы и приемы поисков петроглифов: в солнечную погоду с использованием зеркала и тени, ночью с фонарем, применение черной полиэтиленовой пленки, гипсовые, силиконовые и каучуковые слепки, графитные и микалентные протирки и другие. Но вряд ли обычный человек станет ходить по ночам с фонарем или таскать с собой зеркало в надежде на случайную находку. Основной инструмент любителя – острый глаз, кисточка и, конечно, проводник, хорошо знающий дорогу к петроглифам и обратно.

Текст: Дмитрий Николаев
Фото: Александр Гаврилов

Статья была опубликована в журнале “Небо Кубани”, № 2 (27), март 2007.

Камни из космоса — описание, фото, свойства и особенности

Время от времени к нам прилетают пришельцы из космоса – это метеориты, «куски неземного вещества» (дословно – «камень с неба»), упавшие на землю. Кроме того, от столкновения с этими «гостями» на поверхности земли могут образоваться новые по составу минералы под воздействием огромной температуры. До сих пор нет единого мнения ученых о происхождении некоторых «космических» камней. Являются ли они полностью внеземными или же это земные, но измененные от удара с метеоритом камни?
Как бы то ни было, согласитесь, что весьма заманчиво стать обладателем редкого камушка – осколка небесного тела, прилетевшего на Землю из космоса.

Происхождение метеоритов

Все метеориты ученые подразделяют на два основных вида: упавшие и найденные. Упавшие – означает, что за их падением велось наблюдение, что случается очень редко. Найденные – означает, что их случайно нашли и идентифицировали их космическое происхождение. Очень часто найденные фрагменты метеоритов получают название по местности, где их обнаружили, например, Ливийское стекло.
Химический состав метеорных камней отличается от земных.
Метеориты представляют очень большой интерес не только для ученых, но и для любителей магических амулетов и талисманов, а также необычных украшений.
Все метеориты делятся на две большие группы: металлические и каменные.
Метеориты-камни, в свою очередь, подразделяются на хондриты (более 80% всех упавших на Землю метеоритов) и ахондриты.
Хондриты – названы так по «хондрам», т.е. они состоят из мельчайших стекловидных зерен — «хондр» (до 1 мм). В «земных» камнях таких «хондр» не встречается, как и на Луне.
Ахондриты – не содержат стекловидных зерен и напоминают по составу и виду лунную породу.

Читать еще:  Циpkoн в ювeлиpных издeлиях для пyтeшecтвeнниkoв и лидepoв

Камень тектит — это метеорит или нет?

Тектиты – это загадочный вид минералов, происхождение которых пока не объяснено однозначно. Тектиты представляют собой оплавленную стекловидную массу. Находимые в разных местах нашей планеты тектиты имеют огромную разницу в возрасте – в миллионы раз!
Внешний вид тектитов довольно непрезентабельный – это пористые черные камни, неправильной формы (ядра, диски, капли, груши), могут быть словно изъедены улитками, весом от нескольких сотых грамм до килограмма. Абсолютный рекорд веса тектита – 3,2 кг.

Так, под Нижним Новгородом и в Ливии найдены «молодые» тектиты. Им всего около 30 тысяч лет. Другие тектиты, найденные в недрах, имеют возраст в десятки миллионов лет.
Гипотез о происхождении тектитов ученые выдвинули две:
1) камни изначально «земные», но в результате протекания катострофически быстрого нагревания и охлаждения, приобрели оплавленный вид.
2) камни «прилетели» к нам из космоса.
И та и другая гипотеза имеют как научные объяснения, так и недоказанные утверждения.
Нужно отметить, что большинство ученых, исследующих тектиты, склоняется все-таки к первой гипотезе – их земному происхождению. А с метеоритами тектиты не имеют ничего общего, поэтому отождествлять их – неправильно.

Тектиты-протваниты России

По местности, где обнаружены эти космические камни, их называют нижегородскими. Этот вид тектитов отличается высоким содержанием кальция.


Особенностью тектитов является очень низкое содержание воды, так в «земных» горных породах содержится около одного процента воды, в стекле, производимом человеком — около двух сотых процента, а вот в тектитах — всего пять десятитысячных процента! Это свидетельствует как о внеземном их происхождении, так и о сильнейшем нагревании.

Молдавиты – подвид тектитов

Название получено по месту их находки – река Влтава или Молдау. Кусочки этого минерала усеяли местность Влтавы около 15 миллионов лет назад. По внешнему виду они напоминают оплавленное бутылочное стекло (зеленого цвета), а по химическому составу совершенно не похожи на земное вулканическое стекло. Решено, что это гости из космоса.
Неограненный молдавит (или вталвит) — такой же невзрачный, как и любой тектит. Но после обработки он становится просто прекрасным, как говорят ювелиры – это минерал «цвета июньской зелени». Не удивительно, что молдавит дорого стоит.

Ливийское стекло

Так называют минерал, другую разновидность тектита, похожий на оплавленное стекло. Его с давних времен находят на территории современной Ливии.

Центральная часть медальона Тутанхамона содержит не что иное, как ливийское стекло.

Считается, что ливийское стекло образовалось от удара кометы или метеорита в песок, который оплавился. По химическому составу – на 98% состоит из диоксида кремния и на 2% – космогенной пыли.
Возраст кусочков ливийского стекла – около 30 миллионов лет.
Цвет – желтоватый, зеленоватый, может быть прозрачным.
Запасы этого загадочного минерала на Земле оцениваются в 1 тысячу 400 тонн и поэтому он считается самым редким из всех минералов.

Палласит – кусочек метеорита

Палласит – это, в отличие от тектонитов, железно-каменный тип метеорита. Они имеют очень красивую окраску, «неземную» по своей фактуре.

Сплав металла (железа 80-90% и никеля 3-20%) и камня (прозрачный силикат).
Впервые был найден в 1749 году в районе города Красноярска и позднее описан ученым Палласом как самородное железо.
В мире довольно много палласита, практически в каждой стране находят его кусочки. В ювелирном мире он пользуется повышенным спросом, потому что после обработки становится очень красивым. Уникальные по внешнему виду и размеру палласиты могут стоить до нескольких тысяч долларов за грамм.

Гибеон – это тип метеорита?

Да, гибеон (по месту его находки – город Гибеон в Африке) почти на 100% состоит из железа и является метеоритом. Споров о его космическом происхождении у ученых нет. Микровключения никеля, кобальта и других редких металлов сделали гибеон нержавеющим. После обработки невзрачный на вид гибеон становится более привлекательным, хотя и выглядит как обычный кусок железа. Но зная, что он – ровесник Земли, невольно проникаешься к нему уважением.

Его используют в качестве ювелирных украшений, однако отличить от обычного «земного» металла его невозможно, если только не получить сертификат о химическом составе, удостоверяющем его происхождение.

Особняки Каменного острова

Каменный остров расположен между Большой и Малой Невками и речкой Крестовкой. Насыщен историческими памятниками, усадьбами и дачами известных людей. Часть скрыта за высокими заборами государственных резиденций, поэтому полюбуемся лишь некоторыми из них.

Строилась в 1831-33 годах архитектором С. Л. Шустовым для князя В. В. Долгорукова. В 1833 году переходит во владение принца Ольденбургского. Частично перестраивается А. И. Штакеншнейдером. В 1928 году переделывается под жилой дом (позже — общежитие). В настоящее время пустует.

Фахверковый дом построен в 1914 архитектором М. И. Девишиным. В 1956 году воссоздан в камне. Знаменит тем, что принадлежал знаменитому неврологу, психиатру и психологу В. М. Бехтереву. Ныне – многоквартирный жилой дом.

Дом княгини М. К. Кугушевой (Боковая аллея, 1)

Построена в 1880-ых годах архитектором Г. А. Прейсом. В советское время отдана под коммунальные квартиры. В 1990-ых перепланирована под санаторный корпус. В 2002 разобрана, в 2003-2004 воссоздана на кирпичном каркасе с деревянной обшивкой и приспособлена под президент-отель.

Особняк Руадзе (наб. Малой Невки, 33А)

Дом инженера С. Н. Чаева (наб. Малой Невки, 33А)

Дача Вургафт / «Голубая дача» (наб. Крестовки, 2)

Собственная Его Императорского Величества дача / Министерская дача (наб. Крестовки, 7)

Дача А. Г. Соловейчик (Полевая аллея, 1)

Возведена в 1914-1915 годах гражданским инженером Е. Ф. Эделем на берегу Продольного канала. В 1919 году особняк передали детской колонии, затем детскому дому. Во время войны в здании разместился госпиталь. В мирное время дом стал жилым. В семидесятых на бывшую дачу въехал противотуберкулезный детский сад. В восьмидесятых пожар уничтожил интерьеры. В двухтысячных прошла реставрация и ныне это государственная гостевая резиденция К-4.

Читать еще:  Сплав розе что это такое

Каменноостровский театр (наб. Крестовки, 10)

Дача М. Э. Клейнмихель / Дача Л. Чинизелли (наб. Крестовки, 12)

Построен в 1887 году архитектором Шаубом. Более двадцати лет принадлежал семье Яковенко. Затем — Сельскохозяйственным курсам и Морскому колледжу. В настоящее время — Управлению делами президента России.

Возведен в 1904-1905 архитектором Р. Ф. Мельцером для главы портновской мастерской Эдуарда Фолленвейдера (швейцарского подданного). Принадлежит к ранним и самым ярким образцам «северного модерна» в Петербурге. В городской топонимике известен как «Сахарная голова» и «Теремок».

Из чего и как построен Мачу-Пикчу?

Сам факт существования перуанского города-музея Мачу-Пикчу вызывает множество вопросов. В современной исторической традиции принято считать, что комплекс сооружений на выровненной вершине одной из андских гор был построен приблизительно 500 лет назад по воле инкского императора Пачакутека. Возможно, начало строительства приходится на время правления венценосного отца Пачакутека – Виракочи.

Использовался Мачу-Пикчу то ли в качестве дачной резиденции, то ли как религиозный центр, то ли в роли цитадели. Назывался город в ту пору как-то по-другому. Неизвестно, почему Мачу-Пикчу был оставлен жителями…

Но главная проблема, над которой ломают головы поколения исследователей, носит инженерный характер.

Загадочная технология строителей Мачу-Пикчу

Стеновые камни и плиты, использованные при строительстве Мачу-Пикчу и других подобных объектов, выполнены из андезита и местных сортов гранита. Масштабные объемы строительства подразумевали ритмичные и бесперебойные поставки материала, для чего должны были работать каменоломни.

Как, однако, инкам удавалось добывать твердый и прочный камень, если в их распоряжении не было ни стали, ни, тем более, твердосплавных резцов? Местные энтузиасты провели ряд экспериментов, записанных на видео и доступных в интернете. Используя примитивные каменные орудия, самодеятельные исследователи показывают на камеру приемы вытесывания строительных блоков.

Производительность такого труда крайне невысока, значит, заготовкой стройматериалов должны были заниматься многочисленные рабочие в течение длительного времени. Однако никаких следов подобной деятельности не обнаружено. Да и ограниченные людские ресурсы древней империи не позволяли такого расточительства.

Кроме того, следует учитывать фактор качества.

Два способа кладки в Мачу-Пикчу

Малозначащие строения древних инков – не только в Мачу-Пикчу, а повсеместно – сооружались из грубо обработанного камня, укладываемого на глиняный раствор. Вытесанные энтузиастами образцы как нельзя лучше подходят для «чернового» строительства.

Важные сооружения возводились в технике полигональной кладки без использования цементного раствора и каких-либо иных вяжущих. Подобный метод строительства позволяет создавать здания с большим запасом прочности и великолепной устойчивостью к сейсмическим нагрузкам. Секрет успеха состоит в точной подгонке стеновых камней друг к другу.

Вот этот-то секрет и остается неразгаданным по сей день.

Полигональная кладка строений Мачу-Пикчу

Современные пробы создания полигональной кладки подразумевают совместную (одной пилой две детали) или шаблонную (спаренными пилами) распиловку контактирующих в кладке элементов. Используются в таких случаях ручные камнерезные пилы, выкованные из закаленной стали. Но у инков стали не было!

Мало того! Одновременная распиловка стеновых элементов дает прекрасно сопрягаемые плоские поверхности. Однако в строениях Мачу-Пикчу встречаются подогнанные друг к другу криволинейные поверхности. А в некоторых камнях, помимо всего, сделаны выемки, понижения, отверстия идеальной геометрии.

Как производилась такая подгонка? Как древние мастера добивались плотного прилегания лекальных поверхностей? Чем обеспечивалась чуть не прецизионная точность обработки?

Логистика Мачу-Пикчу

Масштабное строительство – это не только заготовка материалов и мастерство ремесленников. Это еще и своевременная доставка грузов к месту строительства! Даже если расстояния от заготовительного предприятия до стройплощадки невелики, для транспортировки массивных деталей требуется мощная тягловая сила, подъемные устройства, прочный такелаж, собственно транспортные средства.

В распоряжении инков имелся лес и луговая растительность, так что катки, полозья и канаты им было из чего сделать. Но, не зная колеса, транспортировать многотонные блоки на значительные расстояния они не могли. Правда, можно предположить, что строительный материал для Мачу-Пикчу добывался на месте, в процессе выравнивания вершины горы, и многосложной транспортировки не требовал.

Только не все инкские города располагались в местах концентрации качественного камня! Перуанский историк Гарсиласо де ла Вега, современник Сервантеса, описывает попытку одного из императоров инка воспроизвести строительный процесс. Правитель, дабы показать испанцам величие своего народа, отрядил многотысячный отряд на доставку и установку готового, но брошенного монолита.

Попытка оказалась безуспешной: катки крошились, канаты перетирались и рвались, люди, придавленные огромным камнем, калечились и гибли.

Мачу-Пикчу построили не инки?

Есть мнение, что сооружения полигональной кладки инки построить не могли в силу недостаточности знаний и умений. Предполагается, что все совершенные строения в технике полигональной кладки на территории Перу (а то и всей Южной Америки) были созданы некими предшественниками индейцев.

Хронология развития человечества дает теоретическую возможность существования развитых цивилизаций в допотопные времена – но сколько-нибудь достоверных следов мифических «атлантов» и им подобных экзотов пока не обнаружено.

И потом, не так важно кто строил Мачу-Пикчу. Важно знать как шло строительство!

Пластилиновая кладка Мачу-Пикчу

Сегодня наиболее жизнеспособной признается гипотеза об утраченном искусстве инкского камнерезного дела. Дескать, природный камень обрабатывался резкой, выдалбливанием, шлифованием; в нижней части блоков оставлялись выступы для крепления такелажа; после монтажа конструкций выступы удалялись, а лицевая поверхность кладки шлифовалась.

Остается неясным, чем работали мастера и как выдерживалась заданная геометрия блоков.

Не менее интересна теория так называемой «пластилиновой» кладки. Речь идет об искусственных стройматериалах, якобы использованных инками для возведения строений Мачу-Пикчу и впоследствии ставших неотличимыми от природного камня.

Слабых мест у этой теории немало. Но в то же время европейские строители уже в 1138-м году использовали искусственный камень для возведения огромной крепости Каркассон, что во Франции – значит, отработка технологии началась еще раньше. Кто мешал пытливым инкам сделать подобные открытия и изобретения – и впоследствии утратить знание?

Секреты Мачу-Пикчу оказались стойкими

Общий итог исследований Мачу-Пикчу, начатых в первом десятилетии ХХ века и не оконченных поныне, неутешителен. Мы не уверены в авторстве построек и не знаем методов ведения полигональной кладки. Наши реконструкции неубедительны, а гипотезы пестрят разночтениями. Нам не ясна природа строительного материала и у нас нет ни единого ремесленного инструмента той эпохи.

Видимо, время раскрытия тайн Мачу-Пикчу еще не пришло.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector