Что такое атмосферная коррозия
Основные закономерности протекания атмосферной коррозии
Атмосферная коррозия – наиболее распространенный вид коррозии металлов, протекающей во влажной воздушной среде: примерно 80% металлических конструкций, зданий, сооружений, мостов, машин и т.п. эксплуатируются в атмосферных условиях. Отличительной особенностью атмосферной коррозии является то, что она протекает не в объеме электролита, а в тонких пленках. При этом коррозионный процесс протекает по законам электрохимической кинетики, но имеет свои специфические особенности.
Основными факторами, влияющими на скорость протекания атмосферной коррозии, являются:
- влажность атмосферы;
- химический состав атмосферы;
- длительность периодов увлажнения и высыхания пленок влаги.
Рис. 1. Основные коррозионно опасные примеси в атмосфере
Рассмотрим подробнее механизм влияния вышеуказанных факторов на интенсивность коррозионного разрушения.
В воздухе всегда содержится некоторое количество водяного пара. Влажность воздуха обычно численно описывается следующими факторами:
- абсолютная влажность (количество пара), г/м 3 ;
- давление водяного пара, атм (Па);
- относительная влажность, (φ), рассчитываемая, как (Р/Рнас)·100%, где Р – давление водяного пара, находящегося в воздухе; Рнас – давление насыщенного водяного пара, находящегося при данной температуре.
В соответствии с показателями влажности воздуха, атмосферная коррозия может быть классифицирована следующим образом:
- сухая атмосферная коррозия;
- влажная атмосферная коррозия;
- мокрая атмосферная коррозия.
Сухая атмосферная коррозия протекает в очень тонких пленках (до 10 нм) при влажности воздуха 30-50% и характеризуется поверхностным окислением металла по химическому механизму с образованием соответствующих оксидов (явление «потускнения» металла). Как правило, не приводит к серьезным коррозионным разрушениям.
Влажная атмосферная коррозия начинается обычно при относительной влажности воздуха выше 70%. При этой влажности, называемой критической, происходит капиллярная конденсация влаги и вода начинает проявлять свойства электролита. Капиллярную конденсацию могут стимулировать шероховатость поверхности, различные неровности, загрязнения металла твердыми частицами (пыль) и т.п. Толщина формирующихся на металле пленок влаги составляет от 0,01 до 1 мкм и в этих условиях к поверхности металла происходит очень интенсивное поступление кислорода, что приводит к ускорению коррозионного процесса по сравнению с объемом электролита. Механизм протекания процесса влажной атмосферной коррозии показан на рис. 2.
Рис. 2. Влажная атмосферная коррозия
Критическая влажность может снижаться из-за присутствия на поверхности металла загрязнений (естественных или антропогенных), которые притягивают влагу из воздуха. Например, частицы солей аммония, адсорбированные стальной поверхностью, существенно уменьшают критическую влажность с 70-80% до 50% (см. рис. 3). Также критическую влажность понижают образующиеся на поверхности металла продукты коррозии (особенно продукты коррозии стали), что, в конечном счете, приводит к ускорению коррозионных процессов.
Рис. 3. Влияние загрязнений на капиллярную конденсацию влаги на поверхности металла
Мокрая атмосферная коррозия протекает при толщинах пленки влаги на металлической поверхности от 1 до 1000 мкм. Процесс коррозии несколько замедляется по сравнению с влажной атмосферной коррозией вследствие затрудненности диффузии кислорода к поверхности металла и более сходен с обычной электрохимической коррозией.
Химический состав атмосферы
Коррозионная агрессивность атмосферы определяется не только влажностью, но и различными химическими веществами: твердыми и газообразными. В воздухе содержатся различные газы биогенного, природного и антропогенного происхождения (SO2, SO3, NO2, N2O3, N2O5, H2S, Cl2 и др.), а также частицы твердых веществ (хлориды, сульфаты, силикаты, частицы пыли и др.) (рис. 1). Все эти вещества, могут растворяться в пленках конденсированной влаги, увеличивая ее коррозионную агрессивность. Наиболее опасными в коррозионном отношении газами являются SO2 и SO3, образующие с парами воды в атмосфере аэрозоли сернистой и серной кислот. В общем виде классификация коррозионной агрессивности атмосферных сред приводится в следующих стандартах:
- ISO 9223: «Коррозия металлов и сплавов. Коррозионная активность атмосферы. Классификация»;
- ISO 12944: «Лаки и краски. Защита стальных конструкций от коррозии защитными окрасочными системами».
Длительность периодов увлажнения и высыхания пленок влаги
Конструкции в открытой атмосфере подвержены воздействию осадков, агрессивных газов, аэрозолей и других факторов. Общую продолжительность нахождения пленки влаги на поверхности металла определяют как суммарную продолжительность выпадения дождя и росы, воздействия тумана и оттепелей в зимний период, а также длительность высыхания поверхности. При толщине пленок влаги более 30 мкм (мокрая коррозия), скорость коррозионного процесса определяется скоростью испарения влаги, времени и частотой повторного смачивания. Скорость испарения зависит, в свою очередь, от относительной влажности φ, температуры, интенсивности воздухообмена.
Следует отметить, что процессы смачивания металла могут уменьшать общую скорость атмосферной коррозии металла за счет смывания коррозионно-активных адсорбционных пленок и отчистки поверхности металла от пыли и твердых солей.
Что такое атмосферная коррозия
Атмосферная коррозия – наиболее распространенный вид коррозии, ее проявления настолько многочисленны и разнообразны, что совершенствование методов борьбы с ней не утрачивает своей актуальности.
Атмосферной коррозии подвержены все металлоконструкции, эксплуатируемые на открытом воздухе (около 50 % от всего имеющегося металлофонда), а именно: трубопроводы и емкостное оборудование надземного расположения, металлические части строений, опор, мостов, транспортные и погрузочно-разгрузочные средства. Поверхности конструкций при эксплуатации неизбежно подвергаются увлажнению и загрязнению, что является первопричиной возникновения и развития коррозионных процессов.
По механизму протекания данный вид коррозии в большинстве случаев является электрохимическим процессом, за исключением «сухой» коррозии, протекающей по химическому механизму. Электрохимический процесс подразумевает наличие на корродирующей поверхности катодных и анодных участков, а также электролита, роль которого выполняет пленка влаги (толщиной от нескольких молекулярных слоев до одного миллиметра), постоянно присутствующая на поверхности металла. Возникновение гальванических элементов «катод – анод» на основных конструкционных материалах – углеродистых сталях происходит из-за дифференциации их поверхности на участки с различными электродными потенциалами (теория локальных коррозионных элементов).
В настоящее время известно более тридцати пяти факторов, влияющих на скорость атмосферной коррозии, основными из которых являются: степень увлажнения металла, состояние поверхности конструкции (пористость, загрязненность), химический состав атмосферы (наличие гигроскопичных и агрессивных продуктов).
По степени увлажнения корродирующей поверхности различают:
мокрую атмосферную коррозию – при относительной влажности воздуха около 100 % и наличии на поверхности металла видимой пленки влаги;
влажную атмосферную коррозию – при относительной влажности воздуха ниже 100 % и наличии на поверхности металла пленки влаги, образующейся в результате капиллярной, адсорбционной или химической конденсации;
сухую атмосферную коррозию – коррозию при относительной влажности воздуха менее 50 % и толщине пленки влаги до 10 нм.
Различие это достаточно условно, т.к. в практических условиях возможен взаимный переход одного типа коррозии в другую. Загрязнение воздушных сред и, как следствие, поверхности конструкций агрессивными примесями происходит в результате функционирования объектов промышленности, из-за технического несовершенства узлов химического и другого оборудования, негерметичности разъемных соединений, случайных проливов технических жидкостей, разгерметизации коммуникаций, наличия микродефектов в металле и т.п. Загрязнения подразделяют на две группы: органического и неорганического происхождения. Первые попадают на поверхность извне, вторые могут попадать извне и возникать в результате взаимодействия газов, загрязняющих атмосферу (оксиды серы и азота, хлор, хлористый водород и т.д.), с поверхностью металла. Примеси, способные растворяться в воде, активируют электрохимическую реакцию вследствие образования разбавленных кислот и увеличения электропроводности пленок влаги, а малорастворимые, рыхлые, несплошные продукты коррозии создают условия для возникновения и работы макрогальванических пар. Помимо агрессивных газов в атмосфере могут содержаться частицы твердых веществ и аэрозоли солей. Их источниками могут служить разрушающиеся горные породы, солончаковые почвы, приморские зоны, имеющие повышенное содержание хлоридно-сульфатных натриевых солей. Также твердые частицы выделяются при сгорании различного топлива, производстве цемента и удобрений. Частицы переносятся воздушными массами на расстояния до одной тысячи километров и, оседая на поверхности металла, становятся центрами конденсации влаги из воздуха. Практически установлено, что скорость атмосферной коррозии в загрязненной различными газами и твердыми примесями атмосфере в десятки раз выше, чем в чистой.
Методы защиты металлов от атмосферной коррозии
Продление сроков эксплуатации различных металлоконструкций до их морального износа – основная цель решения многовековой проблемы коррозии металлов. Согласно определению термин «коррозия» означает процесс. Этот процесс заключается в физико-химической реакции между металлом и окружающей средой, приводящей к изменениям в свойствах материала и окружающей среды. Результатом процесса является «коррозионный эффект», сокращающий сроки службы металлоконструкций, ухудшающий функциональные характеристики включающих их технических систем и приводящий к увеличению затрат, слагаемыми которых являются не только затраты на стоимость ремонта и замену поврежденных коррозией частей оборудования, но и затраты на возмещение убытков от различных неполадок в результате коррозии (остановок производства или аварий, приводящих к разрушениям или несчастным случаям). Часть этих затрат неизбежна, однако их бесспорно можно значительно сократить за счет лучшего использования и постоянного совершенствования на практике методов защиты, которыми мы сегодня располагаем.
Защита от коррозии в целом представляет комплекс мероприятий, направленных на предотвращение и ингибирование коррозионных процессов, сохранение и поддержание работоспособности узлов и агрегатов машин, оборудования и сооружений в требуемый период эксплуатации. Методы защиты металлоконструкций от коррозии основаны на целенаправленном воздействии, приводящем к полному или частичному снижению активности факторов, способствующих развитию коррозионных процессов, и условно подразделяются на методы воздействия на металл, окружающую среду, а также комбинированные методы. Среди первых наибольшее распространение получили методы нанесения покрытий постоянного действия, консервационных покрытий, легирование, среди вторых – методы полной или частичной герметизации с использованием поглотителей влаги (статическая осушка воздуха, очистка окружающей атмосферы от загрязнений, поддержание определенных температурных режимов). При отсутствии желаемого эффекта от раздельного применения методов воздействия на металл и среду прибегают к комбинированным методам, основанным на комплексном воздействии на металл с помощью защитных покрытий и окружающую среду.
АТМОСФЕРНАЯ КОРРОЗИЯ
где п, m, р-стехиометрич. коэф. электрохим. восстановления, Ох – О 2, О 3, Н 2 О 2 и др. окислители, Red – их восстановленная форма (м. б. заряженной). Металл М окисляется по анодной р-ции:
где A z- – анион (ОН – , SO4 2- , Cl – и др.), образующийся при растворении в воде примесей. В чистой атмосфере продукты анодной р-ции – труднорастворимые гидроксиды, из к-рых формируется плотная защитная пленка, препятствующая дальнейшему развитию А. к. (металл пассивируется). Примеси, способные растворяться в воде, активируют анодную р-цию вследствие образования легкорастворимых солей. Поэтому скорость влажной А. к. в загрязненной атмосфере в сотни и тысячи раз больше, чем в чистой.
Мокрая А. к. наблюдается при возникновении на пов-сти металла фазовой (капельно-жидкой) пленки воды в результате выпадения дождя, конденсации атм. влаги (роса) или осаждения тумана и протекает по такому же электрохим. механизму коррозии, как и в объемах электролитов. В начальных стадиях скорость А. к. трудно пассивирующихся металлов определяется скоростью катодной р-ции, но по мере накопления продуктов анодного растворения ионизация металла замедляется и скорость А. к. уменьшается. Увеличение концентрации примесей в пленке воды стимулирует коррозию.
В реальных условиях наблюдаются все рассмотренные виды А. к. Защитные св-ва слоя продуктов А. к., предохраняющего металл от дальнейшего разрушения, можно усилить легированием металла Ni, Си, Сг (низколегированные атмосферостойкие стали, сплавы на основе Сu, А1 и др.). Для А. к. характерны все виды коррозионного разрушения: равномерное, язвенное, питтинговое, щелевое, межкристаллитное, коррозионное растрескивание и др. По стойкости к А. к. металлы и сплавы образуют ряд в такой же последовательности, как и по стойкости к коррозии в нейтральных электролитах, а именно: благородные металлы, легко пассивирующиеся металлы (Ti, A( Zr), конструкц. сплавы на основе Fe, Ni, Cu, Cd.
Для техн. целей коррозионную агрессивность атмосферы оценивают по климатич. характеристикам и загрязненности. Осн. климатич. характеристика – продолжительность сохранения на металлах адсорбционных
где скорость коррозии металла в сельской (условно чистой) атмосфере, bi,-ускорение коррозии примесью частиц i-ro сорта, ci -концентрация этой примеси. Реальная скорость А. к. низкоуглеродистой стали от 30 (в сухой сельской атмосфере) до 8000 (в морской атмосфере), меди – от 1,7 до 65, цинка – от 1 до 95 г/(м 2 *год).
Металлы защищают от А. к. с помощью гальванич., металлизационных и лакокрасочных покрытий. Широко используют консервацию смазками и полимерными покрытиями, применяют летучие и контактные ингибиторы коррозии.
Лит.: Розенфельд И. Л., Атмосферная коррозия металлов, М., 1960; Михайловский Ю. Н., в кн.: Итога науки и техники. Коррозия и защита от коррозии, т. 3, М., 1974, с. 153-205; Михайловский Ю. Н. [и др.]. “Защита металлов”, 1980, т. 16, в. 4, с. 396-413. Ю. Н. Михайловский.
Химическая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . Под ред. И. Л. Кнунянца . 1988 .
Смотреть что такое “АТМОСФЕРНАЯ КОРРОЗИЯ” в других словарях:
атмосферная коррозия — Коррозия металла в атмосфере воздуха. [ГОСТ 5272 68] Тематики коррозия металлов … Справочник технического переводчика
атмосферная коррозия — [atmospheric corrosion] вид электрохимической коррозии в условиях земной атмосферы при наличии на поверхности металла тонких слоев влаги (дождя, росы, адсорбционных слоев воды). В зависимости от характера увлажнения поверхности металла (толщины… … Энциклопедический словарь по металлургии
Атмосферная коррозия — 17. Атмосферная коррозия Коррозия металла в атмосфере воздуха Источник: ГОСТ 5272 68: Коррозия металлов. Термины оригинал документа 3.1 атмосферная коррозия : Коррозия, в которой коррозионной средой является земная атмосфера в ее собственном… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Атмосферная коррозия — Atmospheric corrosion Атмосферная коррозия. Постепенное разрушение или изменение свойств материала вследствие контакта с веществами, содержащимися в атмосфере типа кислорода, диоксида углерода, водяного пара, серы и хлоридов. (Источник: «Металлы… … Словарь металлургических терминов
атмосферная коррозия — atmosferinė korozija statusas T sritis chemija apibrėžtis Žemės atmosferos sukelta korozija. atitikmenys: angl. atmosphere corrosion; atmospheric corrosion rus. атмосферная коррозия … Chemijos terminų aiškinamasis žodynas
влажная атмосферная коррозия — — [http://slovarionline.ru/anglo russkiy slovar neftegazovoy promyishlennosti/] Тематики нефтегазовая промышленность EN damp atmospheric corrosion … Справочник технического переводчика
Коррозия атмосферная — – коррозия металла в атмосфере воздуха. [ГОСТ 5272 68] Коррозия атмосферная – наиболее распространенный вид электрохимической коррозии. Протекает в условиях любого влажного газа. [Словарь строительных материалов и изделий для студентов… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов
Коррозия металлов — Коррозия металлов, разрушение металлов вследствие химического или электрохимического взаимодействия их с внешней (коррозионной) средой. В результате К. ежегодно теряется от 1 до 1,5% всего металла, накопленного и эксплуатируемого человечеством. В … Большая советская энциклопедия
Коррозия атмосферная — Атмосферная коррозия электрохимическая коррозия металла в атмосфере воздуха. Источник: ИНСТРУКЦИЯ ПО ЗАЩИТЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПОДЗЕМНЫХ СООРУЖЕНИЙ ОТ КОРРОЗИИ БЛУЖДАЮЩИМИ ТОКАМИ (утв. МПС РФ 09.10.1997 N ЦЭ 518) … Официальная терминология
Коррозия — Причины отказа механики Прогиб Коррозия Пластическая деформация Усталость материала Удар Трещина Плавление Износ … Википедия
Что такое атмосферная коррозия
Г. ПЕРМЬ , УЛ.ВОРОНЕЖСКАЯ, 55
поставки электротехнической и
кабельпроводниковой продукции
- Главная »
- Статьи »
- Особенности протекания атмосферной коррозии
Процесс разрушения конструкций, сооружений, оборудования проходит самопроизвольно под непосредственным воздействием окружающей среды. При этом среда может быть атмосферной, жидкостной, почвенной.
Понятие атмосферной коррозии
Атмосферная коррозия обусловлена контактом деталей вышеперечисленных объектов с атмосферным воздухом в приземной части. Воздух всегда содержит определенное (пусть даже малое) количество влаги, которое и создает нужные условия для возбуждения микрогальванических элементов (особенно, если присутствуют агрессивные газы, аэрозоли кислот или солей и т.д.). Однако атмосферная коррозия менее разрушительна, чем морская или почвенная.
Особенность ее заключается в прямой корреляции скорости разрушения от величины (толщины) слоя влаги на плоскости металла или изделия.
Коррозия металлов – это разрушения металлов вследствие воздействия атмосферной среды. Металл (или сплав) переходит в ионное (окисленное) состояние, теряя свои свойства.
Факторы, влияющие на коррозию
Влажность воздуха
Влажность воздуха – один из главных факторов, поскольку напрямую влияет на скорость коррозийного процесса и усиливает его. Влага поступает в виде атмосферных осадков, но с повышением температуры воздуха (или окружающей среды) значение этой относительной влажности уменьшается.
Существует такой физический параметр как критическая атмосферная влажность, различный для каждого металла или сплава. Если относительная влажность воздуха не превышает это значение, то коррозия незначительна, а вот при превышении – начинается усиленное разрушение.
Примеси в атмосфере (газы)
Загрязненность атмосферы газами резко увеличивает скорость коррозионных процессов. Технологическая среда на предприятиях, атмосфера вблизи крупных промышленных цехов с присутствием SO2, SO3, HCl, H2S, Cl2, NH3 и других соединений – это и есть та агрессивная среда, которая благоприятствует развитию атмосферной коррозии.
Особенно сильно влияние диоксида серы (SO2): более чем 50-100 раз увеличивается разрушение металла под влиянием даже малой его концентрации (15-35 мкг/м3). Но что любопытно: при большей концентрации SO2 в атмосфере, скорость коррозии увеличивается уже не так сильно, всего в 5 – 7 раз. Еще одним катализатором процессов разрушения является содержание серной кислоты в атмосфере. Только медь устойчива к ее воздействию: спасает образовывающаяся защитная пленка – патина.
Температура окружающей среды
Температура воздуха напрямую влияет на скорость процессов: при ее увеличении коррозийный процесс тормозится. Это связано с испарением влаги. Соответственно, при уменьшении температуры происходят обратные процессы.
Твердые частицы в атмосфере
Загрязненная твердыми частицами атмосфера выступает в двоякой роли для скорости протекания коррозийных процессов. Если из атмосферы на поверхность металла попадают частицы песка, то они служат депассиваторами процесса, облегчая капиллярную конденсацию влаги. Другие же частицы, например, различные соединения углерода, оксиды металла, уголь, наоборот являются катализаторами разрушений. Они при контакте с влажной поверхностью образуют гальванические элементы, и процесс коррозии идет интенсивнее.
Географический фактор
В различных местностях параметры внешней среды: влажность, загрязнение, температура – отличаются друг от друга. Следовательно, и коррозионные процессы, а точнее скорость их протекания, будут различны. Нужно отметить, что не количество дождей будет основным фактором, а время пребывания влажной пленки на металле. А это уже совокупность фактора влажности и температуры окружающей среды.
Катодные включения
Если в сплавы включены некоторые металлы, а именно: медь, платина, палладий, то это значительно повышает сопротивляемость металлических сооружений разрушению коррозией.
Виды атмосферной коррозии
Атмосферную коррозию принято разделять по толщине пленки влаги на мокрую, влажную и сухую. Причем влажная и мокрая коррозия относятся к электрохимическому виду, а сухая – к химическому.
Еще одним классификационным разделением этого вида коррозии является характер хранения и эксплуатации металлических конструкций. Это:
- искусственные газовые среды;
- открытые площадки;
- навесы;
- замкнутые пространства.
Как обеспечить защиту металлических поверхностей от атмосферной коррозии?
Как можно защитить плоскость (поверхность) металла или металлического оборудования от коррозии? Существует несколько методов:
- использование электрохимической защиты;
- нанесение покрытий различными смазками, пастами, красками или лаками;
- уменьшение влажности воздуха (достаточно эффективный способ, осуществляемый подогревом помещения).
главная > справочник > химическая энциклопедия:
Атмосферная коррозия
Атмосферная коррозия, разрушение металлов под действием приземного слоя атмосферы. Скорость процесса зависит от климатических факторов (главным образом влажности и температуры воздуха. и концентрации примесей, загрязняющих атмосферу (оксиды серы, азота, выбросы химических производств и др.). Различают сухую, влажную и мокрую атмосферную коррозию Сухая атмосферная коррозия происходит при относительной влажности воздуха ниже некоторой критической ( 70% для чистой атмосферы, когда на поверхности металла возникает тонкая (от 2-3 до десятков молекулярных слоев) адсорбционная пленка воды, и происходит по электрохим. механизму. Катодная реакция имеет вид:
где n, m, р-стехиометрические коэффициенты электрохимического восстановления. Ох – О2, О3, Н2О2 и др. окислители, Red – их восстановленная форма (может быть заряженной). Металл М окисляется по анодной реакции:
где A z- – анион (ОН – , SO4 2- , Cl – и др.), образующийся при растворении в воде примесей. В чистой атмосфере продукты анодной реакции – труднорастворимые гидроксиды, из которых формируется плотная защитная пленка, препятствующая дальнейшему развитию атмосферной коррозии (металл пассивируется). Примеси, способные растворяться в воде, активируют анодную реакцию вследствие образования легкорастворимых солей. Поэтому скорость влажной атмосферной коррозии в загрязненной атмосфере в сотни и тысячи раз больше, чем в чистой.
Мокрая атмосферная коррозия наблюдается при возникновении на поверхности металла фазовой (капельно-жидкой) пленки воды в результате выпадения дождя, конденсации атмосферной влаги (роса) или осаждения тумана и протекает по такому же электрохимическому механизму коррозии, как и в объемах электролитов. В начальных стадиях скорость атмосферной коррозии трудно пассивирующихся металлов определяется скоростью катодной реакции, но по мере накопления продуктов анодного растворения ионизация металла замедляется и скорость атмосферной коррозии уменьшается. Увеличение концентрации примесей в пленке воды стимулирует коррозию.
В реальных условиях наблюдаются все рассмотренные виды атмосферной коррозии Защитные свойства слоя продуктов атмосферной коррозии, предохраняющего металл от дальнейшего разрушения, можно усилить легированием металла Ni, Си, Сг (низколегированные атмосферостойкие стали, сплавы на основе Сu, Аl и др.). Для атмосферной коррозии характерны все виды коррозионного разрушения: равномерное, язвенное, питтинговое, щелевое, межкристаллитное, коррозионное растрескивание и др. По стойкости к атмосферной коррозии металлы и сплавы образуют ряд в такой же последовательности, как и по стойкости к коррозии в нейтральных электролитах, а именно: благородные металлы, легко пассивирующиеся металлы (Ti, A( Zr), конструкционные сплавы на основе Fe, Ni, Cu, Cd.
Для технических целей коррозионную агрессивность атмосферы оценивают по климатическим характеристикам и загрязненности. Основная климатическая характеристика – продолжительность сохранения на металлах адсорбционных
где k– скорость коррозии металла в сельской (условно чистой) атмосфере, bi,-ускорение коррозии примесью частиц i-ro сорта, ci-концентрация этой примеси. Реальная скорость атмосферной коррозии низкоуглеродистой стали от 30 (в сухой сельской атмосфере) до 8000 (в морской атмосфере), меди – от 1,7 до 65, цинка – от 1 до 95 г/(м 2 *год).
Металлы защищают от атмосферной коррозии с помощью гальванических, металлизационных и лакокрасочных покрытий. Широко используют консервацию смазками и полимерными покрытиями, применяют летучие и контактные ингибиторы коррозии
Лит.: Розенфельд И. Л., Атмосферная коррозия металлов, М., 1960; Михайловский Ю. Н., в кн.: Итога науки и техники. Коррозия и защита от коррозии, т. 3, М., 1974, с. 153-205; Михайловский Ю. Н. [и др.]. “Защита металлов”, 1980, т. 16, в. 4, с. 396-413. © Ю.Н. Михайловский.